Уроки по этике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Этика 6 класс разработки уроков

ТЕМА II «БЕРЕЧЬ МИР - ВОКРУГ И В СЕБЕ»

 

УРОК 12 Что такое искусство управлять собой.

 

Тема. Что такое искусство управлять собой.

Цель: дать определение понятия «самооценка»; выяснить, что значит познать себя, почему нужно управлять своими чувствами и поступками; учить владеть собой.

Оборудование: учебник; рабочая тетрадь; ученическую тетрадь; доска, мел.

Эпиграф: «Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, - выше этого ничего нет» (Конфуций, китайский философ).

Высказывания: «Наш собственный гнев или досада причиняют нам больше неприятностей, чем то, что заставляет нас гневаться» (восточная мудрость).

«Раб тот, кто не умеет владеть собой» (Эпиктет, древнегреческий философ).

«Только тот, кто владеет собой, может управлять миром» (Вольтер, французский философ).

Ключевые понятия: познание; самопознание; самооценка; самосовершенствование.

Тип урока: интегрированный.

Структура урока

I. Вступительная часть.

1. Поздравления.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Мотивация учебной деятельности.

4. Представление темы урока и ожидаемых результатов.

II. Основная часть.

1. Что значит познать себя.

2. Почему нужно управлять своими чувствами и поступками.

3. Как научиться владеть собой.

III. Заключительная часть.

Выводы.

IV. Домашнее задание.

Ход урока

I. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

1. Поздравления.

Учитель. Здравствуйте, дети. На предыдущем уроке мы говорили о том, что окружающая среда, образ жизни и здоровье человека связаны между собой. Как они связаны? (Ответы детей.)

На странице 68 учебника вы должны были прочитать советы психолога о том, как сказать «нет» тем, кто предлагает вам табак, алкоголь, наркотики. Какие это советы? Считаете ли вы эти советы действенны? Как вы поступите, если вам предложат «только один раз» попробовать покурить, выпить спиртные напитки или выжечь сигареты с наркотиками (при этом вам скажут, что за один раз ничего страшного не будет)? (Ответы детей.)

Какое главное правило профилактики наркомании мы называли на прошлом уроке? (Не пробовать ни разу любой из наркотиков и даже не прикасаться к ним.)

2. Актуализация опорных знаний.

Проверка дополнительного задания

Вы на сегодня должны были подготовить по группам небольшие выступления по темам: «К чему приводит употребление алкоголя?», «Почему наркотики называют “белой смертью”?», «Какие основные пути к здоровью?». (Учитель может собрать работы детей, а на следующем уроке предложить прочитать самые интересные из них.)

Проверка письменного домашнего задания по теме

«Как связаны здоровье и нравственность человека».

1-2. Дай положительный или отрицательный ответ.

Связаны ли состояние окружающей среды и здоровье человека? (Вариант А. Так.)

Морально ли пренебрегать собственным здоровьем? (Вариант Б. Нет.)

3. Допиши предложения, указав, какие проявления недомогания замечал у себя. (Индивидуальная ответ ученика.)

4-5. Подбери к началу пословиц их вторую часть, вписав в ячейки соответствующий номер.

(Кто здоров, тот лекарств не требует.

Больному все не мило.)

6. Какой рисунок соответствует принципам здорового образа жизни? (Вариант Б.)

7-8. Приведи несколько примеров привычек, которые ты считаешь вредными.

Вредной я считаю привычку., (курение, употребление алкоголя и наркотиков).

9-10. Прокомментируй ситуацию с представленными вопросами.

Достаточно, чтобы быть здоровым, делать только то, что заблагорассудится? (Нет. Для того, чтобы быть здоровым, нужно выполнять определенные правила: соблюдать режим, правильно питаться, вести активный образ жизни. А людям иногда не хочется выполнять эти правила. Если человек делает только то, что хочется, она часто вредит своему здоровью.)

Виновата Лягушка в том, что ее постигла неутешительная участь? Почему? (Да, виновата. Она делала то, что ей хочется, а не то, что нужно, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье.)

Почему нет единого для всех рецепта здоровья? (Все люди разные, даже групп крови существует четыре. Хотя основные правила - заниматься спортом, правильно питаться, соблюдать гигиену - для всех одинаковые.)

11-12. Обоснуй или спростуй крылатое выражение «Долголетие, здоровье, счастье - дело рук человека». (Это правильно. Человек сам отвечает за свое здоровье, долголетие, счастье. Если она бережет свою жизнь и здоровье - проживет долго, активно, счастливо. Она сможет самосовершенствоваться, идти к своей мечте, дарить людям радость и при этом быть счастливой.)

3. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Посмотрите на картину В. Боровиковского «Портрет Марии Ивановны Лопухиной» на стр. 70 учебника. Или подобие

ется вам изображение? Почему? Что вы можете сказать об этом человеке? (Ответы детей.)

Что вас привлекает в этой работе? (Сдержанность, спокойствие.)

Объясните, почему наблюдать за спокойным, сдержанным человеком, общаться с ней всегда гораздо приятнее, чем с той, которая раздражена, возбуждена? (Объяснения детей.)

4. Представление темы урока и ожидаемых результатов.

Учитель. Тема урока сегодня звучит так: «Что такое искусство управлять собой». Для того чтобы избежать неприятностей и вредных привычек, нужно владеть собой, познавать себя, научиться управлять собой. Это и есть искусство владеть собой.

На уроке мы дадим определение понятия «самооценка»; выясним, что означает «познать себя», почему нужно управлять своими чувствами и поступками; учиться владеть собой.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. Что значит познать себя.

Работа с учебником.

Прочитайте текст «Что значит познать себя» (с. 71-72). Для чего нужно познавать себя, знать свои достоинства и недостатки? Что означает познание, самопознание, самооценка, самосовершенствование? (Ответы детей.)

Познание - приобретение человеком знаний о ком - либо что-либо.

Самопознание - познание человеком самого себя.

Самооценка - формирование у человека определенного отношения к своих положительных качеств и недостатков.

Самосовершенствование - целенаправленный процесс совершенствования человеком самого себя.

Учитель. Объясните выражение из древнеиндийского эпоса: «Сколько достоинств у человека, столько и пороков. Никто не рождается без недостатков. Но порочным становится тот, кто их терпит» (с. 72 учебника).

Игра «Познай себя».

Один ученик выходит за дверь. Остальные дети шепотом называют несколько его положительных и отрицательных черт, записывают их на доске. Доска закрывается. Ученик заходит, называет сам свои положительные и отрицательные качества и сверяет с тем, что назвали дети. Учителю следует следить за тактичностью и деликатностью детей.

Ситуация для обсуждения.

Страница из дневника Маши Ивановой:

«23 ноября.

Сегодня я снова проявила себя на уроке немецкого. А остальные получили двойки. Так им и надо. Я же говорила, что немецкий знаю в классе только я. А другим и с украинской невозможно справиться.

А еще сегодня распределяли роли в новогоднем представлении, ну и я, конечно же, Снегурочка. А кого же на эту роль выбрать? Аленка косу остригла, Лизка гладкая, Ритку вообще не считаю, а у Ульяны здоровый прыщ на носу. А я и красавица, и стихи выразительно читаю.

24 ноября.

Ульяна - Снегурочка. Фе, противно. Ольга Николаевна сказала, что Ульяна для Снегурочки больше подходит, потому что она театральный кружок давно уже посещает, а роль сложная. Ишь, актриса какая! А мне предложили быть гномом. Я, конечно, отказалась. Еще чего, второсортные роли играть! Я слишком себя уважаю для этого.

Вот говорила мне Светка из 7-Г, что Ольге Николаевне нравятся подхалимы. А я еще не верила... Ну ладно, вперед умнее буду. А Ульянка - выскочка и нахал».

• Опишите поведение девочки. Какие негативные черты характера вы в ней

увидели?

• Правильный ли вывод сделала девочка?

• Что бы вы посоветовали Марийцы изменить в себе?

2. Почему нужно управлять своими чувствами и поступками.

Работа с учебником.

На странице 72 познакомьтесь с правилами, которые сформулировал известный педагог К. Ушинский.

Советы К. Ушинского.

• Спокойствие.

• Прямота в словах и поступках.

• Взвешенность поступков.

• Решительность.

• Не говорить о себе без нужды ни единого слова.

• Не тратить времени: делать то, что необходимо, а не то, что хочется.

• Каждый вечер честно отчитываться перед собой.

• Никогда не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

Никому не показывать этого.

Прочитайте текст в задании 4 (с. 72-73). Что вы считаете в этом тексте самым важным для себя? (В самосовершенствовании важное желание достичь цели. Надо представить себе, что кто-то уважаемый тобой постоянно наблюдает за твоими действиями. Для того чтобы воспитать настойчивость, следует перестать оправдываться, ссылаясь на обстоятельства. Планировать нужно конкретные цели и временной промежуток их достижения.)

На странице 74 учебника размещен тест, который поможет вам оценить себя с точки зрения целеустремленности и настойчивости. Вы выполните его дома.

3. Как научиться владеть собой.

Ситуация для обсуждения.

Ты стоишь на перемене в школе, разговариваешь с друзьями. Но вдруг кто-то тебе больно наступает на ногу. Ты рассердился, возвращаешься, весь кипишь от злости и вдруг слышишь:

- Извини, пожалуйста. Я случайно и совсем не хотел сделать тебе больно.

Злость сразу прошла, и ты совершенно неожиданно для себя отвечаешь:

- Да ничего, бывает, не беспокойся.

Могло быть другое окончание этой ситуации? (Ответы детей)

• Опишите несколькими прилагательными конфликтную личность. (Человек нервная, несдержанная, агрессивная, эгоистичная, завистливая, мстительная, злопамятная.)

• Создайте словесный портрет бесконфликтной личности. (Человек спокойная, сдержанная, умная, внимательная, милосердная, добрая, умеет прощать.)

Работа с учебником.

Прочитайте в задании 8 (с. 75) вопрос (мысленно отвечайте на них) и тексты на страницах 75-76.

Составьте правила, которые помогут вам владеть собой.

1) Познать себя, знать свои достоинства и недостатки.

2) Уметь сдерживать злость, раздражение, скрывать плохое настроение.

3) Если трудно сдержать гнев, посчитай мысленно до 10.

4) Никогда не ругай «сгоряча» (изложи на бумаге все, что ты хотел сказать, ложись спать, а утром решишь, отдавать этот «лист»).

Выполните упражнение на саморегуляцию «Возьми себя в руки».

Упражнение «Возьми себя в руки».

Как только почувствуешь, что беспокойный, хочется кого-нибудь стукнуть, воспользуйся таким способом доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди - это поза сдержанного человека.

Как можно избежать стресса? (Покататься на велосипеде; потанцевать; спеть; сделать генеральную уборку в комнате; переставить мебель; погулять с собакой или поиграть с домашним животным; пробежаться выбраться на природу.)

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Выводы.

Какие правила помогают человеку владеть собой? (Ответы детей.)

Учитель

И ты, и твои товарищи,

И ваши друзья все по классу,

Живите с солнышком в душе,

На ненависть не теряйте времени!

Не теряйте времени на беду.

Это страшно, я скажу сразу.

Живите, как птичка в саду,

И не носите в душе обиду

С любовью в сердце учитесь жить,

Умейте людям грех прощать.

И даже врага любите,

За себя умейте постоять.

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Прочитать параграф учебника (с. 70-76). Изучить определение ключевых понятий урока

Выполнить тест на с. 74.

Выполнить домашнее задание в рабочей тетради по теме «Почему важно научиться управлять собой».