География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УРОК ГЕОГРАФИИ, КОТОРОГО ЖДУТ
Сборка нестандартных уроков

9 КЛАСС

 

НАСЕЛЕНИЕ УКРАИНЫ

 

Цель: сформировать знания о количество, размещение и плотность населения, его возрастную и половую структуру, естественное и механическое движение; рассмотреть обеспеченность трудовыми ресурсами разных регионов Украины, проблемы занятости, причины безработицы; развивать умения и навыки систематизировать изученный материал в виде таблицы, развивать логическое и абстрактное мышление; формировать навыки работы с таблицей в ППС Word, Excel; воспитывать сознательного гражданина Украины, ответственного за свою страну, интерес к предмету средствами компьютерной техники, бережное отношение к оборудованию; заботиться о рациональном распределении учебной работы.

Оборудование: карта Украины, атласы, таблицы, компьютерная техника, фотовыставка.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Форма проведения: урок-дискуссия.

На середину 2006 года население Украины составляло 46 млн. 710 тыс. человек. Население в возрасте от рождения до 14 лет - 15,9 %.

Населения в возрасте от 15 до 64 лет - 68,7 %.

Населения в возрасте от 65 лет и старше - 15,4 %; в этой возрастной группе на одного мужчину приходится две женщины.

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

Учитель информатики. Поскольку урок географии проходит в компьютерном классе, хочу напомнить вам правила поведения и ТБ в кабинете:

• не заходим к программам, которыми в данный момент не пользуемся;

• внимательно слушаем учителей: если возникла проблема технического характера, вы зовете учителя информатики, если вопрос касается географии - учителя географии;

• бережно относимся к оборудованию.

Учитель географии (приветствуется, создает положительный эмоциональный настрой аудитории). Дети, всем желаю хорошего настроения, творческого труда, взаимопонимания, приятного общения.

Улыбнитесь друг другу, соберитесь с мыслями, будьте внимательны, активны на уроке.

 

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель географии. Сегодня мы проведем урок-дискуссию на тему «Население Украины».

Цель урока - обобщить знания о количество, размещение и плотность населения, его возрастную и половую структуру, естественное и механическое движение, особенности системы расселения и развитие поселений. Рассмотрим обеспеченность трудовыми ресурсами разных регионов Украины, выясним проблемы занятости и безработицы, пути их преодоления.

Учитель информатики. Часть урока будет связана с использованием компьютера. Сегодня свои теоретические знания вы закрепите на практике: будете работать в текстовом редакторе WORD (форматировать текст, работать с таблицами), построите собственную диаграмму в приложении EXCEL, а также поработаем в локальной сети.

 

III. Изучение и осмысление новых знаний, умений и навыков

На каждой парте лежит памятка «Как вести дискуссию». Учитель акцентирует внимание на правилах ведения дискуссии:

1. Выслушать вопрос и мысленно определить суть проблемы.

2. Сформулировать гипотезу (утверждение, предсказания).

3. Выразить свое решение вопроса, четко аргументируя его.

4. Выслушивать своих товарищей.

5. Не допускать повышения голоса.

 

1). Количество населения. Метод «Микрофон»

Количество населения - это количество жителей страны в определенный момент времени.

Задача

Проанализируйте график и сделайте вывод о том, как изменялась численность населения в Украине с 1900 по 2000 год.

Отвечает тот, у кого в руках «микрофон».

Ответы не комментируются. На выполнение 3-5 мин.

 

Количество населения

 

 

Ученик. В течение последнего десятилетия численность населения Украины сокращается. Его количество зависит прежде всего от уровня рождаемости и смертности, сегодня одна женщина в среднем имеет одного ребенка Учитель географии. Откройте файл «География». Перед вами Диаграмма естественного движения населения». Проанализируйте ее.

Ученик. Естественное движение населения - изменение численности и состава населения в результате рождаемости и смертности. Если в определенном году родилось больше детей, чем умерло всего населения, то естественный прирост положительный. Если же население умирает больше, чем рождается детей, естественный прирост отрицательный.

В последние годы (с 1991 г.) в Украине естественный прирост отрицательный, и это мы сможем увидеть, проанализировав столбиковая диаграмма.

 

 

Учитель информатики. Проанализировав диаграмму, постройте собственную диаграмму изменения численности населения за полвека (используя годы: 1959, 2006). Изменилось ли количество населения? Для этого надо открыть файл «Сравнительная характеристика».

 

Год

Количество родившихся, %

Число умерших, %

1959

20,9

7,5

2006

9,1

15,9

 

2). Проблемы рождаемости. Метод «Пресс»

Правила ведения

1. Выскажите свое мнение, объясните, в чем заключается ваша точка зрения.

2. Обосновывая ее, приведите причину появления этой мысли.

3. Заключением обобщите свое мнение.

Вопрос. Как вы думаете, сколько детей будет в вашей семье? Сможет ли экономическая ситуация и действия правительства повлиять на ваше решение?

Образцы ученических выступлений

Ученик. Рождение ребенка - это не только моральная ответственность, но и значительные материальные затраты. По моему мнению, каждая семья хочет иметь детей, но в моей семье их количество будет зависеть от многих причин. Прежде всего от экономической и экологической ситуации в стране, а также от государственной поддержки молодых семей, имеющих детей. Улучшение уровня медицинского обслуживания, санитарно-гигиенических условий жизни.

Если моя работа как квалифицированного специалиста будет достойно оплачиваться, а государство в свою очередь будет выплачивать причитающуюся денежную помощь, то в моей семье будет двое детей, этого достаточно для того, чтобы население Украины не уменьшалось.

Ученик. Логика есть, но не все рассуждения логичны. Для того чтобы население страны не уменьшалось, в среднем в семье должно быть три-четыре ребенка, потому что не все могут иметь детей, а некоторые люди не женятся.

Ученик. Снижение рождаемости связано еще и с такими факторами, как изменение социального положения женщины. Вовлечение женщин в общественное производство вынуждает их ограничивать число рождений, потому что работа вместе с семейными обязанностями резко увеличивает нагрузку на организм. Исследования свидетельствуют о том, что женщины с высшим образованием имеют меньшее количество детей, чем с начальным. Повышение уровня жизни ведет к снижению рождаемости. Все это указывает на чрезвычайную сложность демографической ситуации в Украине и необходимость употребления мероприятий по рождаемости в стране.

3). Демографические процессы. Метод «Творческая лаборатория»

Учитель географии. Сравните показатели рождаемости, смертности и естественного прироста в разных областях Украины.

Укажите черты сходства и различия. Обратите внимание на причины больших контрастов в естественном приросте западных и восточных областей.

Какие причины обусловливают такие различия?

Учитель информатики. Для этого вам нужно открыть файл «Общие коэффициенты рождаемости и смертности, естественного прироста в Украине». Обратите внимание на примечания внизу таблицы.

Общие коэффициенты рождаемости и смертности, естественного прироста в Украине

 

Область

Рожденные

Умершие

Естественный прирост

Украина

9,1

15,9

-6,8

Автономная Республика Крым

9,0

14,9

-5,9

Винницкая

9,1

16,7

-7,6

Волынская

12,0

14,3

-2,3

Днепропетровска

9,0

16,8

-7,8

Донецка

8,6

17,3

-9,7

Житомирская

9,9

18,0

-8,1

Закарпатская

12,4

12,3

0,1

Запорожская

8,6

16,1

-7,5

Ивано-Франковская

10,8

12,8

-2,0

Киевская

9,0

17,4

-8,47

Кировоградская

8,7

18,0

-9,3

Луганска

7,3

17,7

-10,4

Львовская

10,2

13,0

-2,8

Николаевская

9,0

16,1

-7,1

Одесская

9,7

15,9

-6,2

Полтавская

7,5

18,2

-10,7

Ровенская

12,6

13,4

-0,8

Сумская

7,2

18,5

-11,3

Тернопольская

10,0

14,2

-4,2

Харьковская

8,0

16,2

-8,2

Херсонская

9,1

15,3

-6,2

Хмельницкая

9,1

16,3

-7,2

Черкасская

7,8

17,8

-10,0

Черновицкая

10,8

13,0

-2,2

Черниговская

7,5

20,4

-12,9

Киев

9,7

10,6

-0,9

Севастополь (горсовет)

9,8

14,4

-4,6

 

Примечания. Красным цветом выделены области, где рождаемость меньше смертности на десять и более человек на 1 тыс. жителей; синим цветом выделены области, в которых рождаемость меньше смертности на пять и менее человек на 1 тыс. жителей.

Ученик. Демографические процессы в Украине характеризуются низким уровнем рождаемости, высокой смертностью и отрицательным естественным приростом, в стране происходит депопуляция. На это влияет экологическая ситуация. К числу с высокой смертностью принадлежат области, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, как для Черниговской, так и для Сумской, Житомирской и Киевской обл. характерны высокие показатели смертности. Сложная экологическая ситуация характерна и для некоторых индустриальных центров востока Украины.

Ученик. Наше государство проводит политику, направленную на повышение рождаемости, в частности, увеличение денежных выплат в случае рождения ребенка.

4). Трудовые миграции. Метод «Круг идей»

Учитель географии. Официально уровень безработицы в Украине составляет около 4 %. Но при этом не учитывается частичная занятость, скрытая безработица и вынужденная трудовая миграция.

По некоторым оценкам, до 5 млн. граждан Украины работает за рубежом, причем значительная часть работает нелегально, выполняя низкоквалифицированную работу.

Задачи. Применяя модель «Круг идей», обсудите плюсы и минусы трудовой миграции с территории Украины, сделайте соответствующие отметки (+ или -) к каждому из вариантов ответа. Сделайте вывод (самостоятельная работа).

Учитель информатики. Для этого «минусы» трудовой миграции выделите красным цветом и поставьте отметку (-), а «плюсы» трудовой миграции оставьте черным цветом и поставьте отметку (+).

Приток капитала через границу - мигранты переводят в Украину значительные средства, заработанные в других странах. (+)

Ослабление интеллектуального и трудового потенциала страны - она теряет трудовые ресурсы, готовые к производственной деятельности. (-)

Повышение культуры производства, приобретения опыта работы в более развитых странах и последующий перенос его в Украину. (+)

Бюджетные средства, затраченные государством на подготовку квалифицированных кадров, «работают» на экономику других государств. (-)

Опыт хозяйственного и политического жизни, характерный для демократических стран с рыночной экономикой. (+)

Возрастные и половые диспропорции - наиболее подвижной частью населения является трудоспособное население. (-)

Многие мигранты вынуждены работать за границей с нарушением местных законов, нередко их депортируют из страны. (-)

Ученик. Нет сомнений, что если бы эти трудовые ресурсы нашли возможность приложить свои силы в Украине и получали бы за это достойную зарплату, то они остались бы в стране и работали на ее экономику.

5). Размещение населения. Метод «Творческая лаборатория»

Учитель географии. Население Украины размещено по территории неравномерно, средняя плотность - около 77 чел./км2.

Задачи. В результате анализа карты сделать вывод о размещении населения. Назвать причины неравномерного размещения населения на территории Украины.

Причины

1. Исторические условия заселения.

2. Природные условия. Много лесов, рек, плодородных почв способствовали заселению Среднего Приднепровья.

3. Развитие торговых путей способствовало возникновению древних городов: Киева, Чернигова, Львова, Луцка.

4. Индустриализация Донбасса и южного Приднепровья началась с роста горнодобывающей промышленности, транспорта.

5. Специализация отдельных областей хозяйства - это трудоемкие отрасли сельского хозяйства, отрасли точного машиностроения.

6. Естественный прирост и миграции.

7. Экологические условия.

6). Урбанизация. Метод «Проблемный вопрос»

Учитель географии. Процесс повышения роли города в жизни общества, рост численности городского населения, распространение городского уровня жизни называется урбанизацией. Уровень урбанизации - доля городских жителей в общей численности населения страны, выраженная в процентах.

Задачи. Проанализировать диаграмму изменения относительной численности городского и сельского населения.

 

Соотношение численности городского и сельского населения Украины, %

 

 

Ученик. Данные последних переписей населения свидетельствуют, что за последние годы наблюдается значительное сокращение темпов прироста городского населения Украины.

Вопрос. Какой есть суть урбанизации и социально-экономические проблемы возникают в результате этого процесса? Как вы оцениваете развитие крупных городов - как положительное или отрицательное явление?

Ученик. Город можно рассматривать как группу факторов, которые вызывают или стимулируют изменения окружающей среды. Наибольших масштабов загрязнения достигло в крупных промышленных центрах, где много заводов и фабрик в процессе своей деятельности выбрасывают в атмосферу твердые, например пылевые частицы и газообразные вещества.

В Украине пять городов-миллионеров, для них характерны те же проблемы, что и для других крупных городов мира.

Кривой Рог - известный не только в Украине, но и в Европе благодаря большим залежам железной руды. Наш город является металлургическим сердцем Украины. Одним из крупнейших предприятий является ОАО «Миттал Стил Кривой Рог», горно-обогатительные комбинаты, шахты. Также стремительно развивается строительная индустрия, отрасли легкой и пищевой промышленности.

Но Кривой Рог не только промышленный гигант. Город известен еще и культурными и историческими достопримечательностями. Среди которых: „Краеведческий музей», «Дом Молодежи», Драматический театр им. Шевченко, творческий коллектив «Академия движения» - известные и известные в Украине и за ее пределами. Настоящей жемчужиной Кривого Рога есть ботанический сад.

В нашем городе заботятся и о будущем. Технический университет, Педагогический университет, Экономический институт является настоящими учебными центрами

7). Игра «Городские и сельские жители»

Дети распределяются на две группы. Представители каждой группы должны описать особенности жизни и быта в городе и деревне, охарактеризовать экологическую ситуацию, показать преимущества своих населенных пунктов, чтобы убедить в целесообразности переезда.

 

IV. Закрепление новых знаний и умений учащихся

Учащиеся выполняют тестовые задания на компьютере, подготовленные с помощью программы Microsoft Excel. Ученикам дается вопрос, на который предлагается три варианта ответа (a, b, c), один из которых правильный. Правильный ответ выделяется с помощью левой кнопки мыши. Задачи распределены на два варианта. В шахматном порядке ученики выполняют И и соответственно II варианты.

Вариант И

1. Что такое демография?

2. Что такое плотность населения и как ее вычислить?

3. Что такое диаспора?

4. Что такое эмиграция?

5. Что такое иммиграция?

6. Что такое сальдо миграции?

7. Что такое депопуляция?

8. Что такое возрастная структура?

9. Что такое половая структура?

10. Что такое система расселения?

Вариант II

1. Что такое естественный прирост?

2. Что такое город?

3. Что такое урбанизация?

4. Какие виды миграций существуют?

5. Что такое агломерация?

6. Что такое этнос?

7. Что такое безработица?

8. Что такое нация?

9. Что такое трудовые ресурсы?

10. Выберите города-миллионеры.

 

V. Итог урока

 

VI. Домашнее задание

Проработать соответствующий раздел учебника.