И СЕМЕСТР
РАЗДЕЛ II
Земля на плане и карте
Тема 1. Способы изображения Земли
Урок 12. Ориентирование на местности. Понятие об азимуте
Цель: углубить и систематизировать знания о способах ориентирования на местности, ввести понятие «азимут» и научить учащихся определять по плану азимуты объектов; развивать практические умения ориентироваться на местности.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: атласы, план местности, учебник, компасы, транспортири, чертежные принадлежности.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков
Задача
1. По описанию составить план.
I-й вариант
От дома лесника в направлении с востока на запад проходит грунтовая дорога. Через один километр на восток от дома лесника дорога подходит к реке с деревянным мостом. Река течет с северо-запада на юго-восток. На север от дома лесника - смешанный лес, а на юг протянулась вырубка. Через два километра на запад от дома лесника лежит карьер, где добывают гранит. Масштаб: в 1 см 500 м.
II-й вариант
К западу от дома лесника на расстоянии 100 м протекает река с северо-востока на юго-запад. Ширина реки - 70 м. Правый и левый берега - обрывистые. По берегам реки растут редкие кустарники и одиночные деревья. На расстоянии 30 м на восток от дома лесника пролегает с севера на юг грунтовая дорога, которая подходит к деревянному мосту через реку. На расстоянии 350 м от дома лесника на юг по дороге находится карьер. На восток от дороги протянулся на 300 м смешанный лес, который сменяется густым кустарником. Масштаб: в 1 см 100 м.
2. Замените отдельные слова топографическими знаками.
I-й вариант
От причала на реке мы прошли лугами до деревянного моста. Перешли через него и пошли по шоссе вдоль железной дороги. Скоро мы увидели смешанный лес. Выйдя к линии электропередач, мы свернули на просеку. Идти пришлось долго. Наконец, лес расступился и мы вышли к озеру, берега которого местами заболоченные. Скоро мы подошли к дому лесника - конечной остановки.
II-й вариант
Они шли молча, прячась в тени деревьев. В конце концов вышли на просеку. Если бы не Жердяй, Миша никогда бы не догадался, что это просека, настолько густо она заросла молодым кустарником. Они прошли еще с версту. Лес перешел в редколесье. Чувствовались запахи гнили болота. Моментально они остановились. Стали внимательно рассматривать землю. Перед ними была глубокая яма. На некотором расстоянии была вторая, потом третья. (А. Рыбаков «Бронзовая птица»).
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Каждый человек должен чувствовать себя спокойной на любой местности. И даже на незнакомой свободно ориентироваться. Для того чтобы читать план местности, карту, необходимо не только знать условные знаки, масштаб, а и стороны горизонта, уметь ориентироваться на местности.
IV. Изучение нового материала
Работа со словарем. Горизонтом называется часть земной поверхности, которую мы видим вокруг себя на открытой местности.
Ориентироваться - это значит уметь определить стороны горизонта и свое положение на местности относительно сторон горизонта и окружающих предметов.
Беседа
• Какие стороны горизонта вы знаете?
• Назовите основные стороны горизонта, промежуточные стороны горизонта.
Моряки называют направления сторон горизонта румбами, всего их 32.
Работа с картой. В каком направлении от Киева расположены м. Львов, м. Луганск, г. Полтава?
Мозговая атака. Какие способы ориентирования на местности вы знаете?
Наиболее удобным и точным является способ ориентирования с помощью компаса. Намагниченная стрелка компаса всегда темнее концом направлена на север. Для определения сторон горизонта компас кладут на горизонтальную поверхность. Затем его поворачивают так, чтобы отметка «север» на шкале компаса совпала с темным концом стрелки. Отметки на циферблате компаса указывают направления сторон горизонта.
Работа с компасом. С помощью компаса определить основные стороны горизонта в классе.
Часто направления на нужный предмет не совпадают ни с основным, ни с промежуточными сторонами горизонта. Тогда точное направление можно установить по шкале компаса, определив азимут. Азимут - угол между направлением на север и на предмет местности; величину этого угла выражают в градусах, а отсчитывают от направления на север вправо по ходу часовой стрелки от 0° до 360°.
Задача
1. Туристы двигались по следующим азимутам: 90°, 45°, 225°. Укажите направления движения туристов.
2. Тоннель начали копать с двух сторон. С одного конца проходку вели по азимуту 315°. По какому азимуту нужно идти с другого конца тоннеля чтобы проходчики встретились? (315 + 180° = 495°; 495 - 360° = 135°)
На местности азимут определяют с помощью компаса. Сначала коробочку компаса поворачивают так, чтобы деление 0° совпала с темным концом магнитной стрелки. Затем вращают кольцо компаса, пока линия от проема до мушки не установится в направлении на предмет. В том месте, где мушка пересекает шкалу, определяют величину азимута.
Работа с компасом. Определить азимуты на предметы, находящиеся в классе.
Работа с учебником. Прочитать о движении по азимуту на местности.
Работа с планом местности. С помощью транспортира определить азимут на плане в атласе от ветряка на высоте 151,8 к источнику Чистого и до озера Черного (урез воды 139,5).
V. Закрепление новых знаний, умений, навыков
1. Прием «Художник». Если вы внимательны и знаете четко стороны горизонта, вы сможете нарисовать за этим инструкцию предмет. Назовите его.
От точки А отложить на восток 1 ячейку, на северо-восток 1, на север 2, на запад 2, на север 1, на запад 9, на юг 4, на юго-восток 2, на запад 5, на юго-восток 2, на восток 11, на северо-восток 2, на запад 5, на северо-восток 2, от точки А на север-2, восток 1, на юг 1, на запад 1.
2. Тест
И-й вариант |
|
II-й вариант |
3 |
север |
5 |
5 |
юг |
4 |
1 |
северо-восток |
2 |
4 |
юго-восток |
1 |
2 |
мероприятие |
3 |
6 |
45° |
8 |
7 |
180° |
6 |
8 |
270° |
7 |
В каком направлении от Киева находится:
1) Черное море?
2) Полтава?
3) Каспийское море, если его азимут 135°?
4) Баренцево море, которое лежит по азимуту 0°?
5) Столица европейского государства, если ее азимут 270°?
6) Город Санкт-Петербург, если его азимут 360°?
7) Азовское море?
8) В каком направлении ученики будут возвращаться с экскурсии, если на экскурсию они двигались по азимуту 225°?
9) Каким является азимут на предмет, что находится на западе?
10) По какому азимуту ученик возвращаться из школы домой, если школа расположена по азимуту 0°?
11) Каким является азимут предмета, размещенного на северо-востоке?
12) По какому азимуту зайдет Солнце в день весеннего равноденствия, если взошло оно в направлении 90°?
13) По какому азимуту надо идти до предмета, размещенного на юге?
Ответы: i-й вариант 5, 4, 4, 3, 2, 3, 4, 6, 8, 7, 6, 8 ,7; II-й вариант 4, 1, 1, 5, 3, 5, 1, 8, 7, 6, 8, 7, 6.
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
Проработать соответствующий параграф в учебнике.