География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ 7 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

УРОК 13. СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ ОКЕАН. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. ИССЛЕДОВАНИЯ ОКЕАНА И АРКТИКИ.

ОСОБЕННОСТИ РЕЛЬЕФА. КЛИМАТ. ТЕЧЕНИЯ. ЛЕДОВЫЙ РЕЖИМ. СВОЕОБРАЗИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА. ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ

 

Учебная цель: сформировать целостную систему знаний об особенностях природы Мирового океана; совершенствовать умения и навыки характеризовать географическое положение океана, основные свойства водных масс, особенности строения дна и рельефа, климатические условия и океанические течения, разнообразие органического мира, сравнивать свойства водных масс и органический мир Северного Ледовитого и Атлантического океанов.

Основные понятия: шельф, море, окраинное море, ложе океана, подводный хребет, водная масса, соленость, айсберг.

Оборудование: физическая карта мира, картосхема Северного Ледовитого океана, портреты исследователей океана (В. Берінґа, Ф. Нансен, Пири и др.), учебники, атласы,контурные карты.

Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений

• С природными особенностями которых океанов вы уже ознакомились?

• Какой океан Земли самый большой по площади? Наименьший?

• Чем отличается географическое положение Индийского океана по сравнению с географическим положением Тихого и Атлантического океанов?

• Чем обусловлены признаки сходства и различия природы изученных океанов?

• Что называют Арктикой?

• Что вам известно об исследованиях Арктики?

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Много времени и усилий путешественников и исследователей понадобилось для того, чтобы получить знания о Мировом океане. Благодаря их героическому труду вы имели возможность осваивать эти знания, прокладывая вместе с ними тяжелые морские мили, спускаясь в океанические бездны, наблюдая вулканические извержения и цунами. Но для того чтобы вы стали опытными океанознавцями, нужно совершить еще одно путешествие. Это путешествие в Арктику водами Северного Ледовитого океана.

 

ИV. Изучение нового материала

1. Географическое положение

Наименьший по площади Северный Ледовитый океан занимает центральную часть Арктики, расположенный на крайнем севере Земли, ограничен берегами Евразии и Северной Америки, широко сообщается с Атлантическим океаном. Площадь 14,75 млн. км2.

Арктика - северо-полярная область, которая занимает обширные пространства вокруг Северного полюса, включающие Северный Ледовитый океан с его морями и островами и северные окраины близлежащих материков. Обычно за границы Арктики считается нулевая среднегодовая изотерма.

2. Исследования океана и арктики Работа с картой, сообщения учащихся

Плавание викингов, поморов. Экспедиции В. Баренца, В. Берінґа, Н. Норденшельда, Ф. Нансена, Г. Пири. Современные океанографические исследования океана.

3. Особенности рельефа дна

Впадина Северного Ледовитого океана начала формироваться во второй половине мезозойской эры. В рельефе дна четко выделяются шельф, материковый склон и ложе. Характерной особенностью рельефа океана является большая площадь шельфа. Материковый склон гораздо шире, чем в других океанах, имеет ступенчатую структуру. На дне океана вздымаются три основные хребты: Срединно-арктический, что является продолжением Срединно-атлантического, хребет Ломоносова - глыбовых структура континентального типа, и старый, ныне неактивный срединно-океанический хребет Менделеева. Хребты разделяют океаническую впадину на восемь котловин, глубины которых колеблются в пределах 2200-5500 м.

4. Климат и воды. Ледовый режим

Особенности климата океана определяются положением в центре Арктики, где в течение года господствуют холодные воздушные массы. Северный Ледовитый океан получает значительно меньше солнечной энергии, чем другие океаны. Средние зимние температуры воздуха колеблются в пределах -30 - -40 °С, а летом близки к 0 °С.

Поверхностные воды океана тоже холодные. Большую часть года их температуры не превышают -1 - -2 °С, и лишь в приатлантической зоне немного теплее. Соленость поверхностных вод по сравнению с другими океанами наименьшая (30,6-30,9 %), что объясняется большим речным стоком из материков.

Низкие температуры и относительно низкая соленость поверхностных вод обусловливают образование льда. Лед в океане благодаря течениям постоянно дрейфует со скоростью 2-4 км в сутки. Кроме морского льда в океане встречаются айсберги, большая часть которых образуется из ледников Гренландии.

5. Своеобразие органического мира

Суровые климатические условия Северного Ледовитого океана обусловливают бедность его органического мира сравнительно с другими океанами. Больше всего живых организмов в приатлантических районах и водах шельфа близ устья рек. Основную массу организмов в океане образуют водоросли, способные жить в холодной воде. В океане насчитывается 150 видов рыб, среди которых есть ценные промысловые: сельдь, скумбрия, лососевые, камбала, морской окунь. В океане обитают и такие крупные животные, как киты, моржи, тюлени, белый медведь. На побережьях материков и на островах много птиц. На высоких скалистых берегах чайки, фульмари, кайры, топорики, бакланы образуют массовые гнездовья - «птичьи базары».

6. Виды хозяйственной деятельности в океане

Использование природных ресурсов океана до сих пор ограничено из-за его суровые климатические условия и недостаточную изученность. От древнейших времен в океане ведется вылов рыбы, распространенный китобойный промысел. Через Северный Ледовитый океан проходят важные транспортные пути. На шельфе Северного Ледовитого океана добывают нефть и другие полезные ископаемые.

Осуществляются научные, туристические и спортивные экспедиции к Северному полюсу.

7. Проблемы охраны природы

 

V. Закрепление изученного материала

Практическая работа 5 (продолжение) «Нанесение на контурную карту географической номенклатуры Северного Ледовитого океана».

 

VИ. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

• Проработать параграф...

• Составьте рассказ о воображаемое путешествие по морям Северного Ледовитого океана.