УРОК 12. ИНДИЙСКИЙ ОКЕАН. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ОКЕАНА. ВИДЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОХРАНА ПРИРОДЫ ОКЕАНА
Учебная цель: углубить и систематизировать знания об особенностях природы Индийского океана; продолжить совершенствование практических умений характеризовать климатические условия океана, свойства водных масс, природные богатства, приводить примеры представителей органического мира, устанавливать источники загрязнения вод океана, сравнивать с аналогичными характеристиками других океанов.
Основные понятия: пассат, муссон, водная масса, соленость, ураган, ресурсы, загрязнение.
Оборудование: физическая карта мира, иллюстративные (видео)материалы природы Индийского океана, учебники, атласы.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений
1. Задания на сравнение
• Какой из океанов имеет более крутой материковый склон - Атлантический или Индийский? В каком из океанов больше морей - в Тихом или Индийском?
• Какой из океанов образовался раньше - Тихий или Атлантический? Какой из океанов находится почти полностью в пределах одной литосферной плиты - Тихий или Индийский?
• В каком из океанов морские течения, которые меняют свое направление дважды в год - в Атлантическом или Индийском?
• Природа какого из океанов потерпела большего воздействия от хозяйственной деятельности человека - Атлантического или Индийского?
• Какой из океанов дает почти половину мирового улова рыбы - Атлантический или Тихий?
2. Вопрос
• В каких климатических поясах расположен Индийский океан?
• Что такое муссон? Где и как образуются муссонные ветры?
• От чего зависят температура и соленость водных масс океана?
• Какие общие закономерности изменений климатических условий характерны для Тихого и Атлантического океанов?
• Какова течение проходит через Тихий, Атлантический и Индийский океаны?
• Какие это имеет последствия для природы названных океанов?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Сравнивая географическое положение и рельеф дна Индийского океана с Тихим и Атлантическим, вы выяснили похожие признаки, но есть также много разногласий. Возникает вопрос: какими факторами обусловлены своеобразные признаки природы Индийского океана? Опыт изучения океанов подсказывает вам, что определяющим фактором в формировании природы океана является его географическое положение. Но это только теоретическое предположение. Докажем это с помощью конкретных фактов.
ИV. Изучение нового материала
1. Климат и водные массы
Особенности климатических условий Индийского океана определяются положением его подавляющей части в экваториальных и тропических широтах, а также влиянием огромного массива суши, который окружает океан с севера. Климат северной и южной частей существенно отличается. Северной части характерна муссонная циркуляция, для которой характерны два сезона - теплая, тихая сухая солнечная зима и жаркое, пасмурно-дождливое штормовое лето. В периоды межсезонья, на севере океана зарождаются тропические циклоны, во время которых формируются ураганные ветры, которые, двигаясь в азиатских берегов, вызывают значительные разрушения и человеческие жертвы. К югу от 10° ю. ш. господствует юго-восточный пассат. В умеренных широтах дуют сильные и устойчивые западные ветры в среднем со скоростью 8-14 м/с. Холоднее всего в высоких широтах вблизи Антарктиды.
Средняя температура поверхностных вод океана +17 °С. Самая теплая часть океана - северная. Средняя соленость вод 35-36,8 %, крупнейшая в северо-западной части (Красное море - 42 %, Персидский залив - 40 %).
Муссонное течение, течение Западных ветров, Мадаґаскарська течение.
2. Своеобразие органического мира
Органический мир Индийского океана имеет признаки сходства с органическим миром Тихого и Атлантического океанов. Самый богатый органический мир - на севере. Высокие температуры воды способствуют развитию многих теплолюбивых морских организмов.
3. Использование ресурсов океана
Заполнить таблицу «Ресурсы Индийского океана».
Минеральные |
Биологические |
Климатические |
Транспортные |
|
|
|
|
Океан богат на природные ресурсы. Но природные богатства океана недостаточно исследованы и используются меньше, чем в других океанах. Наибольшее значение имеет добыча нефти и природного газа, рыболовство и туризм.
4. Экологические проблемы океана
V. Закрепление изученного материала
1. Географический практикум (работа в группах)
Сравните климат и свойства водных масс Индийского, Тихого и Атлантического океанов. С каким из океанов - Тихим или Атлантическим - Индийский океан имеет больше признаков сходства? Почему?
2. Вопрос
• В чем заключаются особенности климата Индийского океана? Какой из материков имеет наибольшее влияние на климат океана?
• Почему течения в северной части Индийского океана меняют свое направление дважды в год?
• В каких районах Индийского океана наблюдаются самые высокие температуры воздуха и воды? Какие причины обусловливают высокую температуру и соленость вод Красного моря?
• Какие районы Индийского океана имеют богатый органический мир? Почему в океане много коралловых рифов и атоллов? С добычей которых минеральных ресурсов может быть связано дальнейшее освоение Индийского океана?
• Какие проблемы возникают в бассейне Индийского океана в связи с интенсивной хозяйственной деятельностью людей? Почему, по вашему мнению, уровень освоения Индийского океана ниже других?
VИ. Итог урока
VII. Домашнее задание
• Проработать параграф...
• Определить факторы, обуславливающие высокую температуру и соленость вод Красного моря.