География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА 10 КЛАСС

УРОК 13. ЗЕМЕЛЬНЫЕ, ВОДНЫЕ, ЛЕСНЫЕ, КЛИМАТИЧЕСКИЕ, РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ МИРА. РЕСУРСЫ МИРОВОГО ОКЕАНА

 

Учебная цель: охарактеризовать особенности и размещения природных ресурсов мира, развивать умение работать в малых группах, умение самостоятельно прорабатывать учебный материал, используя различные источники географических знаний.

Оборудование: политическая карта мира, учебник, справочники, атласы, таблицы, диаграммы.

Основные понятия: земельные ресурсы, водные ресурсы, климатические ресурсы, рекреационные ресурсы, ресурсы Мирового океана.

Тип урока: комбинированный (защита проектов).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Хорошо, когда страна обеспечена многими видами минерального сырья, а ее технических возможностей достаточно для того, чтобы с максимальной доходностью это сырье использовать. Но, как вы знаете, таких стран немного. Что же тогда делать? Означает ли это, что другие страны в условиях неравных возможностей обречены на низкое экономическое развитие? Совсем нет. Для развития страны нужны и другие виды природных ресурсов, наличие которых может играть даже большее значение для ее экономики, чем богатство минерального сырья. Узнаем о земельные, водные, лесные, климатические, рекреационные ресурсы мира и ресурсы Мирового океана из докладов групп.

 

III. Изучение нового материала

1. Земельные ресурсы

Земельные ресурсы - земли, которые используются или могут использоваться в различных отраслях хозяйства. Относятся к восстановительным и характеризуются определенной территорией, качеством почв, климатом, рельефом, гидрологическим режимом, растительностью и т.д. Земельный фонд (без Антарктиды) составляет 133,9 млн. кВ. км2, или 26,3 % от общей площади земного шара, в том числе: пахотные земли (пашня, сады, плантации) - 11 %, луга и пастбища - 24 %, леса и кустарники - 31 %, малопродуктивные земли (болота, пустыни, ледники) - 30 %, антропогенные застройки (города, заводы, транспорт) - 3 %.

Одним из важнейших показателей в земельном фонде территории есть доля пахотных земель. На Евразию приходится 59 % мировой пашни, на Северную и Центральную Америку - 15 %, на Африку - 15 %, на Южную Америку - 8 %, на Австралию - 3 %. 80 % мировой пашни находится в засушливой зоне. Наибольшая доля пастбищ - в странах Африки (24 %) и Азии (18 %). Структура земельного фонда планеты не остается неизменной. Ежегодное сокращение сельскохозяйственных угодий составляет более 9 млн. га.

2. Водные ресурсы

К водным ресурсам относят поверхностные и подземные воды, которые используются или могут быть использованы в хозяйстве. Реально пригодными для освоения является прежде всего воды рек, пресных озер и подземных вод неглубокого залегания - это менее 1 % ресурсов пресной воды и лишь 0,03 % всех водных запасов Земли. Запасы доступной пресной воды размещены очень неравномерно. Треть суши уже сейчас испытывает нехватку воды. 700 млн. людей, которые живут в 43 странах мира, страдают от постоянного дефицита воды, а свыше 900 млн. человек не имеют доступа к источникам чистой питьевой воды.

Проблема дефицита пресной воды обусловлено прежде всего бурным развитием хозяйства. Основными потребителями пресной воды является сельское хозяйство (63 %), промышленность (27 %), коммунальное хозяйство (7 %) и транспорт. Мировое потребление пресной воды превышает 3 800 млрд. м3 в год. Главными путями решения проблемы является уменьшение расхода вод, водоемкости производства, внедрение новейших технологий (опреснение морской воды, транспортировка айсбергов, территориальное перераспределение речного стока и т.д.).

3. Лесные ресурсы

Лесные ресурсы - это леса определенной территории, которые используются или могут использоваться для удовлетворения любых потребностей общества. Состоят из древесных, технических, пищевых, кормовых, лекарственных ресурсов. Леса выполняют также защитные, водоохранные, оздоровительные, заповедные функции. Лесной фонд мира составляет примерно 28 % суши. Большая часть лесов сосредоточена в двух лесных поясах - северном, с преобладанием хвойных пород (пролегает через Канаду, США, Скандинавию, Россию) и южном, с лиственными породами деревьев (территории Центральной и Южной Америки, Экваториальной Африки, Южной и Юго-Восточной Азии). По запасам древесины ведущие места в мире принадлежат России, Канаде, Бразилии, США, Индонезии; среди африканских стран - ДРК.

Ежегодно площади лесов сокращаются на 125 тыс. км2. Только за последние двести лет лесистость земной суши уменьшилось вдвое. Чтобы преодолеть проблему сокращения лесных ресурсов, предлагаются такие меры, как лесовосстановление, комплексное использование древесины, замена древесины на синтетические материалы.

4. Ресурсы мирового океана

Минеральные (нефть, природный газ, каменный уголь, соль, железо марганцевые конкреции и т.д.), энергетические (механическая и тепловая энергия вод) и биологические (представители растительного и животного мира океана), рекреационные и транспортные ресурсы. Проблема экономного использования богатств Мирового океана является общей проблемой человечества. В последние годы распространилось разведение некоторых видов организмов на морских плантациях и фермах (аква - и марикультуры).

5. Климатические ресурсы

Климатические ресурсы - неисчерпаемые природные ресурсы, что содержат солнечную энергию, влагу и энергию ветра (энергетические, сельскохозяйственные и рекреационные ресурсы климата). Сочетание тепла, влаги, водного режима, почв определенной территории, используемые в сельском хозяйстве, называются агроклиматическими ресурсами.

6. Рекреационные ресурсы

Рекреационные ресурсы - совокупность природных и антропогенных объектов и явлений, которые можно использовать для отдыха, лечения и туризма.

Два направления - природные и социально-экономические.

Природные - морские побережья, берега рек, озер, леса, парки, горные районы и т.д.

Социально-экономические - памятники истории, архитектуры, этнографические элементы.

 

IV. Закрепление новых знаний и умений учащихся

1. Обмен тестовыми заданиями между группами, решение, проверка.

2. Обсуждение результатов работы групп (прием «Микрофон).

3. Оценивание и самооценивание.

 

V. Итог урока

 

VI. Домашнее задание

· Проработать § .

· Обозначить на контурной карте страны, которые лучше обеспечены сельскохозяйственными и лесными ресурсами

· Подготовить сообщение (по желанию) на тему «Как Украина использует ресурсы морей».