УРОК 14. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2 «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА РЕСУРСООБЕСПЕЧЕНИЯ ДВУХ ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН ИЛИ РЕГИОНОВ МИРА»
Учебная цель: закрепить и систематизировать знания о природных ресурсах мира; усовершенствовать умения и навыки применять полученные знания при выполнении практических задач; развивать умение рассчитывать ресурсообеспеченность и сравнивать соотношение ресурсообеспечения в отдельных регионах и странах мира, умение строить и анализировать диаграммы; воспитывать аналитическое мышление.
Оборудование: политическая карта мира, учебники, атласы, таблицы, диаграммы, (тетради для практических работ на печатной основе).
Основные понятия: природные ресурсы, ресурсообеспеченность, природопользования.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков учащихся.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Что такое ресурсообеспеченность? Какими способами вычисляют ресурсообеспеченность стран или территорий?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
В ХХІ в. между обществом и природой возникли качественно новые отношения, обусловленные быстрым ростом населения и расширением его производственной деятельности. Возникла угроза постепенного истощения и исчерпания природных ресурсов. Расчет ресурсообеспечения страны определенным природным ресурсом позволяет предсказать его истощения, способствовать сохранению или восстановлению, то есть принять меры рационального природопользования.
IV. Практическое применение знаний, умений, навыков
Задача 1. (3 балла) По данным таблицы вычислите объем минерального сырья на одного жителя Земли. Постройте столбчатые диаграммы: а) динамики общей добычи минерального сырья; б) динамики добычи минерального сырья на одно лицо.
Проанализируйте полученные результаты и сделайте выводы.
Годы |
Численность населения, млрд. человек |
Добыча минерального сырья, млрд. тонн |
Добычу минерального сырья на одного человека, кг |
1930 |
2 |
13 |
|
1960 |
3 |
63 |
|
1987 |
5 |
130 |
|
2012 (прогноз) |
7 |
420 |
|
Задание 2. (3 балла) По данным таблицы вычислите ресурсообеспеченность нефтью отдельных стран мира. Определите уровень ресурсообеспечения приведенных стран, если среднемировой показатель ресурсообеспечения нефтью составляет 44 года. Сравните показатели ресурсообеспечения и определите страны с наибольшей и наименьшей ресурсообеспеченностью среди приведенных стран.
Страна |
Запасы нефти, млрд. т |
Добыча нефти, млн. т |
Ресурсообеспеченность нефтью, (годы) |
Уровень ресурсообеспечения |
США |
4,6 |
368 |
12,5 |
недостаточный |
ФРГ |
0,07 |
7 |
|
|
Россия |
7,2 |
320 |
|
|
Китай |
3,2 |
147 |
|
|
Индия |
0,36 |
37 |
|
|
Нигерия |
2,4 |
95 |
|
|
Задача 3. (3 балла) По данным таблицы вычислите обеспеченность стран земельными ресурсами. Сравните полученные показатели и определите страны с наибольшей и наименьшей обеспеченностью земельными ресурсами на одного жителя.
Страна |
Население млн. человек |
Земельные ресурсы страны, (млн. га) |
Обеспеченность земельными ресурсами 1 жителя (га/чел) |
США |
308 |
937,3 |
3,05 |
Япония |
127 |
37,7 |
|
ФРГ |
83,8 |
35,7 |
|
Россия |
140 |
1 707,5 |
|
Польша |
38,5 |
31,3 |
|
Китай |
1 339 |
959,6 |
|
Индия |
1 166 |
328,8 |
|
Нигерия |
149,2 |
92,4 |
|
V. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности
Задача 4. (3 балла) Сделайте выводы. Объясните, почему о ресурсообеспеченность стран и регионов нельзя судить только по размерам запасов. Выскажите собственное видение решения проблем ресурсообеспечения.
VI. Домашнее задание
· Повторить § .
· Подготовить сообщение (по желанию) на тему «Роль географической науки в решении проблем природопользования».