УРОК 12. МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ МИРА
Учебная цель: актуализировать знания об основных закономерностях размещения месторождений определенных видов полезных ископаемых, обосновать роль и значение минеральных ресурсов для развития хозяйства, охарактеризовать размещения различных видов минеральных ресурсов мира; развивать умения работать со статистическими материалами, картами атласа, схемами.
Оборудование: политическая карта мира, учебник, справочники, атласы, таблицы, диаграммы.
Основные понятия: минерально-сырьевые ресурсы, топливная, рудное, нерудное сырье.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Вопрос
• Какие виды природных ресурсов вы знаете?
• Какие из них являются наиболее важными для развития промышленности?
• Что такое полезные ископаемые?
• На какие группы делятся полезные ископаемые по хозяйственным назначением?
• На какие группы делятся полезные ископаемые по происхождению?
Задача 1. Назовите основные закономерности залегания определенных групп полезных ископаемых в земной коре.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
Еще в давние времена люди начали использовать минеральные ресурсы. Новые этапы их освоения даже отражены в названиях периодов исторического развития: каменный век, бронзовый век, железный век. В наши времена в хозяйстве используется более 200 различных видов минерального сырья. По образному выражению академика А. Есть. Ферсмана, сейчас к ногам человечества возложена вся периодическая таблица Менделеева. Однако земную кору нельзя рассматривать как волшебную скатерть-самобранку, которая по желанию людей станет поставлять им сокровища земных недр. Во-первых, почти все минеральные ресурсы относятся к категории невозобновляемых, во-вторых, мировые запасы их отдельных видов далеко неодинаковы, а в-третьих, «аппетиты» человечества ежегодно растут. Поэтому человечество должно использовать их рационально.
IV. Изучение нового материала
Тектоническое и геологическое строение земной коры обусловливает неравномерное размещение полезных ископаемых. Россия, Китай, Австралия, Канада и США имеют практически все виды минерально-сырьевых ресурсов и относятся к категории стран максимальной ресурсообеспечения. Другие страны обеспечены в достаточной степени лишь несколькими видами полезных ископаемых.
1. Особенности размещения топливных, рудных и нерудных ресурсов мира
(Работа по вариантам i-III, можно рядами, каждый вариант прорабатывает размещение определенной группы полезных ископаемых и составляет таблицу, см. раздел «Закрепление».)
Задание 2. Пользуясь картами атласа и диаграммами, определите регионы, страны с:
I вариант - крупнейшими запасами топливных полезных ископаемых.
II вариант - крупнейшими запасами рудных полезных ископаемых.
III вариант - важнейшими месторождениями нерудных полезных ископаемых. Угольные бассейны мира (их около 3600) охватывают до 15 % площади суши. Общие запасы - 15 трлн тонн, разведанные - 9 трлн тонн. Крупнейшие залежи угля находятся в КНР, США, России, Украине, Казахстане, Польше, Австралии, ФРГ, Канаде, ПА.
Общемировые запасы нефти - 350-450 млрд. тонн (достоверно известны - 100 млрд. тонн). Ведущие страны по запасам: Саудовская Аравия, Россия, Кувейт, Иран, Ирак, США. Основные районы залегания: Персидский залив; Сибирь; Урало-Поволжья; шельф Мексиканского залива; Аляска; акватория Северного моря; север Южной Америки; Гвинейский залив, Северная Африка; Большие Зондские острова.
Природный газ образуется с нефтью, поэтому их месторождения часто совпадают территориально. Запасы природного газа - 200-300 трлн куб. м (достоверные - до 100 трлн куб. м). Ведущие страны по запасам: Россия (43%), Иран, США, Катар, Саудовская Аравия, Ирак, Алжир, Норвегия.
Рудные полезные ископаемые представлены рудами черных и цветных, редких, рассеянных, благородных металлов. Большие запасы железной руды (в мире - 800 млрд. тонн, разведанные 200-250 млрд. тонн) в России, Австралии, Бразилии, Украине, США, Канаде, Индии и др. Мировые запасы марганцевых руд составляют почти 17 млрд. тонн. Более чем 90 % из них приходится на ПА и Украину. По запасам руд хрома выделяются ПА, Зимбабве, Казахстан.
Из руд цветных металлов наиболее распространенными являются руды алюминия (запасы - более 70 млрд. тонн). Крупнейшие месторождения алюминиевого сырья размещены в Гвинее, Бразилии, Австралии, Индии, Суринаме, России, Ямайке. Медные руды широко распространены в Чили (90 % мировых), Замбии, ДРК, США, Канаде, Австралии. Значительные запасы полиметаллических руд в США, Канаде, Австралии, России, Казахстане, ПА. Более 90 % оловянных руд находятся в «олов'яному поясе»: Россия - Монголия - КНР - Вьетнам - Таиланд - Малайзия - Индонезия - Австралия. На киноварь (ртутная сырье) богатые Россия, Украина, Словения, Алжир, Италия, Кыргызстан. Большинство мировых запасов золота и платины находятся в ПА, США, Канаде, России, Австралии; урановых руд - Австралии, Южной Африке, Канаде, Нигере, Бразилии, США.
Нерудная горно-химическое сырье - апатиты, нефелины, каменная и калийная соли, сера, барий, фосфориты. Значительные месторождения калийных солей в США и Канаде, Германии, России, Беларуси; апатитов - на полуостровах Лабрадор и Кольском, фосфоритов - в Западной Африке (Марокко), на Аравийском полуострове, в США (Флорида).
Наибольшие объемы добычи приходятся на строительные материалы, которые распространены повсюду. Запасы драгоценных и полудрагоценных камней имеют Индия, Россия, Шри-Ланка, Канада и др. Значительные алмазоносні провинции расположены в Африке, России, Австралии.
2. Проблемы использования минеральных ресурсов
Задача 3. Сформулируйте главные проблемы эксплуатации месторождений минеральных ресурсов. Предложите пути их решения.
V. Закрепление новых знаний и умений учащихся
Задача 4. Обобщить результаты работы вариантов.
Страны, которые имеют наибольшие запасы отдельных видов полезных ископаемых
Вид минерального сырья |
Страны |
|
|
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
· Проработать § .
· Обозначить на контурной карте страны с крупнейшими запасами нефти, природного газа, угля, железных руд, алюминиевых руд, алмазов.
· Объединиться в группы по 3-4 ученика и подготовить защита проектов по темам: «Земельные ресурсы мира», «Климатические ресурсы мира», «Водные ресурсы мира», «Ресурсы Мирового океана», «Лесные ресурсы мира», «Рекреационные ресурсы мира». Доклады желательно сопровождать наглядными материалами.