Раздел И. РАСТЕНИЯ
Тема 1. Строение и жизнедеятельность
растений (на примере покрыто-семенной дводольної растения)
УРОК 12*
Тема. Лабораторная работа № 8.
Внутреннее строение листа в связи с его функциями
Цель. Ознакомиться с внутренней
строением листа и его структурными элементами в связи с функциями, которые они
выполняют.
Оборудование: листья комнатных растений,
мікропрепарат “Поперечный разрез листа”, микроскоп, лупа, препарувальний
набор, таблицы, учебник.
Методы и методические приемы: словесные
(рассказ, беседа, рассказ с элементами беседы); наглядные (демонстрация
таблиц и моделей); практические (выполнение лабораторной работы); репродуктивные
(беседа) и поисковые (эвристическая беседа, создание и решение проблемных
ситуаций).
Тип урока: применение знаний, умений
и навыков.
Структура урока
Этапы урока
|
Время, мин.
|
1.
Организационный момент.
|
10
|
2.
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний, навыков
и умений, необходимых учащимся для самостоятельного выполнения
|
|
практического
задачи.
|
3
|
3.
Сообщение темы, цели и задач урока.
|
|
Мотивация учебной деятельности.
|
20
|
4.
Осознание содержания и последовательности применения развивающих заданий и упражнений,
практических действий; самостоятельное выполнение учащимися задания под
|
|
контролем
и с помощью учителя.
|
9
|
5.
Отчет учащихся о способах и результатах проделанной работы.
|
1
|
6.
Итоги урока, аргументация оценок.
|
|
7.
Домашнее задание.
|
1
|
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания,
воспроизведение и коррекция опорных знаний, навыков и умений, необходимых учащимся для
самостоятельного выполнения практического задания.
Закончить предложения (биологический
диктант) с последующей организацией взаємоперевірки и обсуждение результатов.
1. Основные функции листа (три): _______________________________.
2. Фотосинтез осуществляется в
_________________________, которые есть почти во всех клетках листа.
3. Хлоропласты предопределяют_________________________
цвет листа.
4. В покривній ткани листа является
устьица, образованные двумя клетками, которые называются________________________.
5. Между замыкающими клетками есть
щель, которую называют_____________________; она может открываться и
закрываться.
6. Газообмен и транспирация
преимущественно осуществляются через_____________________________.
7. Если рассмотреть поперечный разрез
_____________________ в микроскоп, можно увидеть, что клетки его основной
ткани мезофилла (масса клеток между верхней и нижней покровной тканями)
неодинаковы.
8. Клетки, прилегающие к
верхней стороны листка, обычно образуют 2-3 слоя и подобные столбиков.
Поэтому эту ткань называют_________________. В ней в основном и происходит фотосинтез.
9. Ткань, прилегающая к нижнему
стороны листа, называют губчатой. Она действительно похожа на______________________.
Это связано с тем, что в губчатой ткани есть много воздушных камер, или
міжклітинників. В этой ткани обычно происходит газообмен и транспирация.
10. _______________________ ткань
в листке представлена пучками.
11. В состав проводящих пучков
принадлежат___________________________________ , сосуды, живые клетки и часто
мертвые клетки основной ткани.
12. На поверхности листа ведущие
пучки имеют вид__________________________.
3. Сообщение темы, цели и
задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Рассказ. На предыдущем уроке мы
начали знакомиться с внутренним строением листа. Думаю, вы поняли, что
любое образование листка выполняет конкретную функцию и поэтому имеет определенное строение.
Сегодня мы сможем расширить свои знания о внутреннем строении листа и его
функции с помощью микроскопа и постоянного мікропрепарата "Поперечный
разрез листка".
4. Осознание содержания и
последовательности применения развивающих задач и упражнений, практических действий,
самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем и с помощью учителя.
Лабораторная работа № 8
Тема. Внутреннее строение листа в связи
с его функциями.
Цель. Доказать, что строение листа
соответствует его функциям. Ознакомиться с тканевым строением листа.
Оборудование: живые листья, постоянный
мікропрепарат внутреннего строения листа, микроскоп, лупа, препарувальний набор,
вода, пипетка, предметные и покровные стекла, таблицы, учебник.
Ход работы
Задача 1. Ознакомиться с
внешним строением листа в связи с его функциями.
1. Рассмотрите листок с обеих сторон
невооруженным глазом и с помощью лупы. Выясните, где у него верх, а где низ.
Запишите признаки, по которым вы отличили спид и верх листа.
2. Нарисуйте, как выглядит листок
снизу, обратив внимание на жилки и их ветвления.
3. Изготовьте мікропрепарат с
покровной ткани (эпидермиса), что находится снизу листа.
4. Рассмотрите мікропрепарат за
помощью микроскопа. Найдите продих и нарисуйте его вместе с несколькими
клетками эпидермиса, что прилегают к продыху. Обозначьте на рисунке запирающие
клетки и продихову щель.
Задание 2. Ознакомиться с
внутренним строением листа в связи с его функциями.
1. Рассмотрите с помощью
микроскопа постоянный мікропрепарат внутреннего строения листа. Найдите верхнюю и
нижнюю эпидермы. Найдите продих. Обратите внимание на неравномерное утолщение
оболочек замыкающих клеток.
2. Найдите на мікропрепараті гистограмма
и губчатую ткани.
3. Найдите в центре мікропрепарату,
в том месте, где поперечный разрез прошел через главную жилку, ведущий
пучок, а в нем
сосуды и ситоподібні трубки. Внимательно
рассмотрите: сосуды имеют вид округлых отверстий с утолщенными стенками;
ситоподібні трубки можно обнаружить с клетками, похожие на ситечко.
4. Схематично изобразите рисунок
внутреннего строения листа. Отметьте на нем: нижнюю эпидермы, верхнюю эпидермы,
замыкающие клетки, продихову щель, мезофіл, ведущий пучок, сосуды,
ситоподібні трубки, столбчатой ткани в губчатую ткань.
Задача 3. Заполните таблицу:
Часть листа
|
Строение
|
Функции
|
Значение
|
1. Жилкование
|
Проводящие пучки
|
Транспортировки веществ
|
Обеспечивает питание
|
2. Устьица
|
|
|
|
3. Эпидерма:
а) верхняя
б) нижняя
|
|
|
|
4. Столбчатая ткань
|
|
|
|
5. Губчатая ткань
|
|
|
|
6. Проводящие пучки
|
|
|
|
Сделайте выводы по результатам
выполненной работы.
5. Отчет учащихся о способах и
результаты выполненной работы.
6. Итоги урока, аргументация
оценок.
7. Домашнее задание. Изучить
соответствующий параграф в учебнике, ответить на вопросы.