Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии 7 класс

Раздел И. РАСТЕНИЯ

 

Тема 1. Строение и жизнедеятельность растений (на примере покрыто-семенной дводольної растения)

 

УРОК 12*

Тема. Лабораторная работа № 8. Внутреннее строение листа в связи с его функциями

 

Цель. Ознакомиться с внутренней строением листа и его структурными элементами в связи с функциями, которые они выполняют.

Оборудование: листья комнатных растений, мікропрепарат “Поперечный разрез листа”, микроскоп, лупа, препарувальний набор, таблицы, учебник.

Методы и методические приемы: словесные (рассказ, беседа, рассказ с элементами беседы); наглядные (демонстрация таблиц и моделей); практические (выполнение лабораторной работы); репродуктивные (беседа) и поисковые (эвристическая беседа, создание и решение проблемных ситуаций).

Тип урока: применение знаний, умений и навыков.

 

Структура урока

Этапы урока

Время, мин.

1. Организационный момент.

10

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний, навыков и умений, необходимых учащимся для самостоятельного выполнения

 

практического задачи.

3

3. Сообщение темы, цели и задач урока.

 

Мотивация учебной деятельности.

20

4. Осознание содержания и последовательности применения развивающих заданий и упражнений, практических действий; самостоятельное выполнение учащимися задания под

 

контролем и с помощью учителя.

9

5. Отчет учащихся о способах и результатах проделанной работы.

1

6. Итоги урока, аргументация оценок.

 

7. Домашнее задание.

1

 

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний, навыков и умений, необходимых учащимся для самостоятельного выполнения практического задания.

Закончить предложения (биологический диктант) с последующей организацией взаємоперевірки и обсуждение результатов.

1. Основные функции листа (три): _______________________________.

2. Фотосинтез осуществляется в _________________________, которые есть почти во всех клетках листа.

3. Хлоропласты предопределяют_________________________ цвет листа.

4. В покривній ткани листа является устьица, образованные двумя клетками, которые называются________________________.

5. Между замыкающими клетками есть щель, которую называют_____________________; она может открываться и закрываться.

6. Газообмен и транспирация преимущественно осуществляются через_____________________________.

7. Если рассмотреть поперечный разрез _____________________ в микроскоп, можно увидеть, что клетки его основной ткани мезофилла (масса клеток между верхней и нижней покровной тканями) неодинаковы.

8. Клетки, прилегающие к верхней стороны листка, обычно образуют 2-3 слоя и подобные столбиков. Поэтому эту ткань называют_________________. В ней в основном и происходит фотосинтез.

9. Ткань, прилегающая к нижнему стороны листа, называют губчатой. Она действительно похожа на______________________. Это связано с тем, что в губчатой ткани есть много воздушных камер, или міжклітинників. В этой ткани обычно происходит газообмен и транспирация.

10. _______________________ ткань в листке представлена пучками.

11. В состав проводящих пучков принадлежат___________________________________ , сосуды, живые клетки и часто мертвые клетки основной ткани.

12. На поверхности листа ведущие пучки имеют вид__________________________.

 

3. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Рассказ. На предыдущем уроке мы начали знакомиться с внутренним строением листа. Думаю, вы поняли, что любое образование листка выполняет конкретную функцию и поэтому имеет определенное строение. Сегодня мы сможем расширить свои знания о внутреннем строении листа и его функции с помощью микроскопа и постоянного мікропрепарата "Поперечный разрез листка".

4. Осознание содержания и последовательности применения развивающих задач и упражнений, практических действий, самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем и с помощью учителя.

 

Лабораторная работа № 8

Тема. Внутреннее строение листа в связи с его функциями.

Цель. Доказать, что строение листа соответствует его функциям. Ознакомиться с тканевым строением листа.

Оборудование: живые листья, постоянный мікропрепарат внутреннего строения листа, микроскоп, лупа, препарувальний набор, вода, пипетка, предметные и покровные стекла, таблицы, учебник.

 

Ход работы

Задача 1. Ознакомиться с внешним строением листа в связи с его функциями.

1. Рассмотрите листок с обеих сторон невооруженным глазом и с помощью лупы. Выясните, где у него верх, а где низ. Запишите признаки, по которым вы отличили спид и верх листа.

2. Нарисуйте, как выглядит листок снизу, обратив внимание на жилки и их ветвления.

3. Изготовьте мікропрепарат с покровной ткани (эпидермиса), что находится снизу листа.

4. Рассмотрите мікропрепарат за помощью микроскопа. Найдите продих и нарисуйте его вместе с несколькими клетками эпидермиса, что прилегают к продыху. Обозначьте на рисунке запирающие клетки и продихову щель.

Задание 2. Ознакомиться с внутренним строением листа в связи с его функциями.

1. Рассмотрите с помощью микроскопа постоянный мікропрепарат внутреннего строения листа. Найдите верхнюю и нижнюю эпидермы. Найдите продих. Обратите внимание на неравномерное утолщение оболочек замыкающих клеток.

2. Найдите на мікропрепараті гистограмма и губчатую ткани.

3. Найдите в центре мікропрепарату, в том месте, где поперечный разрез прошел через главную жилку, ведущий пучок, а в нем

сосуды и ситоподібні трубки. Внимательно рассмотрите: сосуды имеют вид округлых отверстий с утолщенными стенками; ситоподібні трубки можно обнаружить с клетками, похожие на ситечко.

4. Схематично изобразите рисунок внутреннего строения листа. Отметьте на нем: нижнюю эпидермы, верхнюю эпидермы, замыкающие клетки, продихову щель, мезофіл, ведущий пучок, сосуды, ситоподібні трубки, столбчатой ткани в губчатую ткань.

Задача 3. Заполните таблицу:

 

Часть листа

Строение

Функции

Значение

1. Жилкование

Проводящие пучки

Транспортировки веществ

Обеспечивает питание

2. Устьица

 

 

 

3. Эпидерма:

а) верхняя

б) нижняя

 

 

 

4. Столбчатая ткань

 

 

 

5. Губчатая ткань

 

 

 

6. Проводящие пучки

 

 

 

 

Сделайте выводы по результатам выполненной работы.

5. Отчет учащихся о способах и результаты выполненной работы.

6. Итоги урока, аргументация оценок.

7. Домашнее задание. Изучить соответствующий параграф в учебнике, ответить на вопросы.