Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Биология конспекты всех уроков 8 класс

ПРОСТЕЙШИЕ

 

УРОК № 11

 

Тема. Разнообразие и значение простейших.

Цель: ознакомить учащихся с разнообразием простейших, рассказать о роли простейших в экосистемах и их значение для человека.

Оборудование и материалы: учебник [1], тетрадь [3], фотографии, рисунки, плакаты, схемы, позволяющие иллюстрировать разнообразие простейших и их роль в экосистемах и значение для человека.

Базовые понятия и термины: фораминиферы, радиолярии, споровики, инфузории, значение простейших.

Тип урока: комбинированный, изучение нового материала.

Ход урока

 

И. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Обсуждение вопрос

Взгляните на мел, которым пишут на доске. Скажите, имеет ли она какое-то отношение к одноклеточных животных?

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

1. Разнообразие простейших

Урок можно начинать с рассказа о фораминиферы, которые образовали залежи мела. Но большее внимание надо уделить паразитическим простейшим.

Рассказ о паразитические простейшие имеет важное практическое значение. Надо обратить внимание школьников на то, что знания могут защищать человека от болезней, потому что она способна предотвращать их.

Много простейших живет в других организмах, питаясь за их счет и нанося им вреда, это явление называется паразитизмом. Например, в толстой кишке человека может жить дизентерийная амеба. Конечно она питается бактериями, не нанося человеку вреда. Такое явление, когда паразит находится в хозяине, но не вредит ему, называется носійством. Носитель амеб может их распространять. Амебы, выходят с калом наружу, переходят в состояние цисты. Цисты во внешней среде долго сохраняют жизнеспособность. Если нечистоплотный человек случайно перенесет грязными руками цисту на еду и проглотит ее, то в кишечнике амеба выйдет из цисты и начнет размножаться.

По определенных условий дизентерийные амебы проникают в оболочку кишечника и начинают питаться клетками крови. Кишечник от этого покрывается язвами и пищеварения нарушается. Это приводит к кровавому поносу. Больной человек выделяет до 300 миллионов цист в день. Носительство дизентерийной амебы часто встречается и в нашей стране, хотя в острую форму эта болезнь переходит редко.

Одна из наиболее опасных болезней, которая передается кровососами, - малярия, которая встречается во влажных и теплых регионах планеты. В начале XX века на малярией болели сотни миллионов людей в год. Возбудитель малярии - малярийный плазмодий, которого включают в тип Споровики. Переносчик малярийного плазмодия - малярийный комар. Половое размножение и спорообразование плазмодия происходит в его теле, а бесполое размножение - в теле человека. Плазмодии, которые проникли в человека через укус комара, сначала размножаются в клетках печени, а затем в клетках крови. Периодически заражены плазмодиями кровяные тельца разрушаются, и в кровь поступает множество паразитов, которые проникают в новые клетки. Именно в этот время человек чувствует приступ болезни.

Знания о том, как развиваются и размножаются паразитические простейшие, помогают человеку защищаться от вызванных ими болезней.

Разговор о паразитических животных будет продолжена в следующих темах, например, в теме, посвященной паразитическим червам - гельмінтам.

2. Роль простейших в экосистемах и их значение для человека

Простейшие играют важную роль в природе и жизни человека. Они являются пищевой базой для многих организмов. Сами же в водоемах они питаются бактериями и гниющими веществами, то есть играют роль санитаров. Много видов служит индикаторами чистоты воды. Некоторые простейшие, имеющие раковину (морские саркодові), берут участие в образовании залежей известняков и являются направляющими ископаемых при разведке нефти и др. Почвенные простейшие влияют на почвообразующие процессы.

В то же время известно достаточно большое количество видов паразитических простейших - возбудителей тяжелых заболеваний человека. Среди простейших много возбудителей опасных заболеваний сельскохозяйственных животных. Установлено, что малярией болеет много птиц, в том числе домашние - куры, утки, гуси, в крови которых были обнаружены плазмодии. Другие представители споровиків - кокцидии - паразитируют в клетках эпителия кишечника и печени кроликов, крупного рогатого скота и домашней птицы, вызывая заболевания кокцидиоз, что причиняет существенный вред сельскому хозяйству.IV.Узагальнення, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Работа с учебником

Школьники рассматривают рисунки на с. 45, 46 и знакомятся с фораминиферами и радіоляріями. Затем они читают текст о малярийный плазмодий на с. 47.

Проверить свои знания учащиеся могут, ответив на вопросы 3, 4 на с. 48.

Работа с тетрадью

Выполнить задания в тетради [3, с, 12» 13].

V.Самостійна работа учащихся

Ученики знакомятся с рубрикой «Запомните самое важное» на с. 48, при необходимости записывают выводы в тетрадь. Школьники выполняют задания рубрики «Готовимся к тематическому оцениванию» на с. 49, читают выводы на с. 50.

В тетради [3, с. .14, 15] ученики выполняют задания.

VIИтоги урока

Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые знания, которых они приобрели в процессе этого урока.

VII.Домашнє задачи

В учебнике [1] прочитать §11, ответить на вопросы 1, 2, 5 после параграфа на стр. 48.

В тетради [3, с. 12, 13] выполнить задание.


 

 

МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ. ДВУХСЛОЙНЫЕ ЖИВОТНЫЕ

Начиная из этой темы, школьники переходят к изучению многоклеточных животных. Они знакомятся с общей характеристикой и разнообразием многоклеточных животных, типу Губки и типом Кишковопорожнинні, выясняют роль кишечнополостных в экосистемах и их значение для человека.