Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Методика обучения украинского языка

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЕ УКРАИНСКОГО ЯЗЫКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

2.1. Содержание и принципы построения курса "Родной язык"

Украинский язык принадлежит к числу основных предметов в школах всех типов. Она выполняет две функции: 1) предмет изучения в школе; 2) средство обучения и общение (с ее помощью изучаются другие предметы, осуществляется общение между учениками ii учителями). От содержания и уровня ее преподавания зависят успехи учащихся в овладении языком как средством общения во всех формах ее применения и усвоения других школьных предметов. Эти функции выполняет русский язык и в школах нового типа. Однако при этом надо учитывать еще ii специфические функции. В гимназиях, лицеях гуманитарного профиля, школах (классах) с углубленным изучением украинского языка и литературы родной язык как учебный предмет является средством углубления знаний учащихся по лингвистике, совершенствование их языковой и речевой компетенции, коммуникативных умений и навыков. Одновременно она выполняет основные свои функции - познавательную и коммуникативную. Ведь наугад и школьное общение в большинстве школ осуществляется на родном языке. В лицеях, гимназиях, колледжах не гуманитарного профиля (технических, математических, естественных и т.д.) украинский язык является средством обучения и общения. Изучая язык, дети усваивают специальную термінолексику других дисциплин и приобретают навыки пользования языке в устном и писемному общении.

Эти функции украинского языка в школах нового типа предопределяют содержание и организацию его обучения. Язык справедливо относят к числу основных предметов, что, безусловно, находит свое отражение в учебных планах различных типов школ.

Содержание обучения украинского языка понимается как система знаний (в частности, и лингвистических понятий), умений и навыков, определенных программой и учебником. Школьный курс языка - целенаправленная система ее воспитательных и познавательных возможностей. Он должен формироваться таким образом, чтобы обеспечить совершенное владение родным (государственным) языком и усвоение основ других наук. Детальный анализ содержания школьного курса украинского языка представлены в трудах О.Біляєва, М. Вашуленка, С.Карамана, І.Олійника. М.Пентилюк, К. Плиско и др.

Целью обучения языку является формирование коммуникативной компетенции, познавательного и творческого (креативного) типа человека, социальных навыков, мировоззренческих убеждений, морально-этических качеств личности. Обучение украинского языка заключается в создании условий для формирования языковой личности, которая владеет выразительными средствами, умеет ориентироваться в потоке разнообразной информации, воспринимать и воспроизводить ее, общаться в разных жизненных ситуациях.

Основными задачами содержания обучения языку являются:

реформирования его в соответствии с новой философией школьного образования, целью и задачей воспитания гражданина Украины;

формирование языковой компетенции, то есть системы знаний о языке, достаточной для осуществления коммуникации в рамках определенной сферы общения; в формирование речевых умений и навыков (речевой компетенцией) различных уровней обучения языка с учетом степени владения им учащимися;

оптимальное сочетание обучения языку с украиноведческой, етнопедагогічною и социокультурной работой.

Эти задачи требуют обновления содержания языкового образования, определение новых подходов к организации обучения родному языку.

Научными исследованиями и практикой работы школ разных типов определены три приоритетные направления в обновлении содержания лингвистического образования. Фундаментом становление национальной системы образования является украиноведческий аспект, что предполагает изучение родного языка в контексте обновления и расширения ее функций, рост интереса граждан нашего государства к народоведения, украинской литературы, устного народного творчества, народных обычаев, традиций, народной педагогики и т.д. Это одно из главных направлений обновления и реализации содержания школьного курса родного языка.

Вторым компонентом обновления обучения языку является соблюдение приоритетов, определенных концепции языкового образования 12-летней школы, предусматривающие особистішу основу, демократизацию и гуманизацию обучения и др.

Третьим компонентом в комплексе первоочередных мероприятии в обновление содержания лингвистического образования является соотношение интенсивного и экстенсивного обучения, ориентация на конденсацию теоретического материала, изучение его целостными единицами (блоками), на приоритет речевой деятельности в обучении языку, психолінгвістичну сущность ее и ориентация на овладение учащимися аудированием, говорением, чтением, письмом. Содержание некоторых учебников, пособий свидетельствует о том, что они иногда прежде обременены несущественными, устаревшими фактами, отдельные языковые явления трактуются по-разному. что негативно влияет на понимание их сути. Нуждаются в более глубоком, а порой нового толкования такие понятия, как язык, речь, общение, функции языка, культура речи, качества речи, текст и его строение, актуальное членение, коммуникативный подход к обучению языку и т.д.

Одним из приоритетных направлений обновления лингвистического образования является внедрение инновационных технологий обучения - компьютеризация обучения, дифференцированное обучения, рейтинговые система оценивания, личностная ориентация в обучении и воспитании и т.д. Перестройка содержания языкового образования требует совершенствования лингвистической подготовки учителя-словесника. Актуальным в этом плане является Государственный стандарт базового и полного среднего образования, Концепция языкового образования 12-летней школы, которые предполагают основательный пересмотр теории и практики обучения языка в школе. Главные их идеи отражены в действующей программе по украинского языка для средней школы и в серии новых учебников, которые начали издаваться в Украине. Ценными в перестройке языкового образования есть те новации, которые творятся и успешно реализуются учителями-словесниками. Содержании объем языкового материала зависит от коммуникативных потребностей учащихся, набору умений, которыми они должны обладать. Основой содержания языкового материала является непрерывное языковое образование, имеющее концентрическую структуру. Содержание школьного курса украинского языка в школьной образовании определяется прежде всего содержанием и уровнем развития науки о языке (язык, вещания), спецификой украинского языка как учебного предмета, данным психологии (развитие и возрастные особенности учащихся), психолингвистики (процессы языкотворчества и речевой деятельности - аудирование, говорение, чтение, письмо), опытом и практикой работы учителей. Обучение украинского языка предусматривает подготовку вполне грамотной человека с соответствующим уровнем коммуникативной компетентности, основанной на системе знаний о языке, ее грамматическую строение, человека, который обладает словарным запасом, нормами литературного языка и способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной формах любого стиля высказывания. Это должно быть, как уже отмечалось, языковая личность с высоким уровнем духовного и интеллектуального развития.

Содержание курса родного языка должен формировать у учащихся навыки орфоэпии и выразительного чтения, умение правильно строить (грамматически, стилистически и правописно) те или другие высказывания.

Без сомнения, знание грамматики является основой, без которой невозможно формирование коммуникативной компетенции - речевых умений и навыков. Основы знаний, речевых умений и навыков закладываются в младших классах, поэтому актуальным остается вопрос перспективности и преемственности между начальной и средней звеньями общеобразовательной школы, что предусмотрено Государственным стандартом языковой образования.

Содержание обучения родному языку в основной и старшей школе направлен на то, чтобы развивать и совершенствовать сформированные ранее (в семейной и начальной школе) речевые навыки, на осознание того, что дети воспринимали спонтанно, путем подражания. Отбор материала для обучения в определенной системе осуществляется в соответствии с требованиями лингвистической и методической науки. Учебный материал должен отражать содержание и структуру украинского языка, что соответствует принципам украинского языкознания, его истории, развитию и современному состоянию. Ориентиром для изучения отобранного материала таким образом служит Государственный стандарт, утвержден Кабинетом Министров Украины.

Этот документ, в частности, констатирует, что "основное внимание уделяется практической и творческой составляющим учебной деятельности, ...возрастает роль умения добывать информацию из разных источников, усваивать, пополнять и оценивать ее, применять способы познавательной и творческой деятельности". Цель образовательной отрасли "Языки и литературы", в частности языкового образования, заключается в формировании коммуникативной компетенции, которая базируется на знаниях, умениях познавательного и творческого (креативного) типа, социальных навыках, мировоззренческих убеждениях.

Стандартизированная языковое образование предполагает четыре содержательной линии - речевую, языковую, социокультурную и діяльнішу (стратегическую). Каждая из этих линий обеспечивает систему знаний, умений и навыков, способствующих формированию языковой личности ученика.

Речевая содержательная линия направлена на развитие и совершенствование умений и навыков во всех видах речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение и письма), то есть речевых умений и павичок.

Языковая содержательная линия обеспечивает усвоение знаний о языковой системе как средство выражения мыслей и чувств человека и формирования речевых умений и навыков.

Социокультурная содержательная линия ориентирована на усвоение культурных и духовных ценностей своего и других народов, а также норм, регулирующих отношения между людьми разных возрастных категорий, полов, наций и способствуют эстетическому и морально-нравственному воспитанию личности.

Деятельностная содержательная линия обеспечивающая формирование обще-учебных умений и навыков, освоения стратегий, прогнозируют и определяют речевую деятельность, направленных на решение учебных задач и жизненных проблем. Указанные содержательные линии формируют коммуникативную компетенцию, в соответствии включает коммуникативную речевую, языковую, социокультурную и деятельностная (стратегическую).

Основные идеи Государственного стандарта отражено в действующих программах с украинского языка и проекте новой программы с украинского языка для 12-летней школы. Последнее порой появляются и альтернативные программы.

В течение длительного времени предметом изучения родного языка была структура языковой системы, что повлекло определенный догматизм методики ее обучения в школе. Конечно, содержанием языкового образования должны быть знания по лингвистике и прежде всего с грамматики. Но совершенное владение языком и формирования коммуникативных умений учащихся требует ориентации на речевое аспект преподавания родного языка. Этот процесс начался уже давно. Еще с 60-х годов программа с украинского языка совершенствовалась в направлении приближения обучения языка в практических потребностей человека. Дорабатывая программу, ее авторы каждый раз учитывали достижения лингводидактики и психолингвистики, опыт учителей-словесников. Как отрасль педагогической науки, лингводидактика может успешно развиваться лишь в тесном связи с етнопедагогікою. школьной практикой.

Содержание школьного курса украинского языка традиционно строится на основе принципов науковості. систематичности и последовательности, связи теории с практикой, доступности, проблемности, преемственности (наследственности) и перспективности. Каждый из перечисленных принципов предопределяет выбор, систематизацию учебного материала, реализацию содержательных линий программы в тесной взаимосвязи. Так, например, принцип научности предполагает выбор достоверных сведений о языке, соответствуют современному уровню лингвистической науки, формирование у учащихся лингвистического мировоззрения и эрудиции, развитие необходимых практических умений и навыков на базе лингвистической информации, навыков коммуникативного, креативного характера и т.д.

Систематичность и последовательность требует размещения учебного материала в системе и логической последовательности, соблюдение системности в знаниях учащихся.

Связь теории с практикой ориентирует на установление правильного соотношения теории с практикой, практическую направленность в обучении языку.

Принцип доступности обеспечивает отбор и структурирование содержания учебного материала (языкового и мовленнєвознавчого) с учетом возрастных особенностей учеников, их подготовленности, требований развивающего обучения, соблюдения правил от легкого к тяжелому, простого к сложному.

Принцип проблемности предполагает создание проблемных ситуаций на уроке, формирование и решение проблем, применение проблемных вопросов и задач.

Преемственность (преемственность) и перспективность - принципы, которые легли в основу непрерывного языкового образования в Украине. Он ориентирует на использование приобретенных раньше (опорных) знаний и навыков во время обучения языку на всех этапах языковой образования, установление связи нового материала с предыдущим и подготовку к восприятие отдельных тем курса, ориентацию учащихся па перспективу обучения языку в следующих этапах языкового образования.

Содержание действующей школьной программы с украинского языка, кроме названных выше, опирается на функционально-коммуникативный, культурологический, проблемно-поисковый принципы, о чем отмечается в Пояснительной записке".

Функционально-коммуникативный принцип требует раскрытия функций языковых единиц в высказываниях разных типов, стилей и жанров во время общения. Функции языковых единиц осмысливаются и усваиваются во время аудирования, чтения, говорения и письма. Следовательно, необходима работа с текстом, что нашло отражение в коммуникативной содержательной линии программы.

Ознакомление с текстами различного содержания, анализ текстов осуществляется по культурологическим принципом. Содержание в тексте должно стать опорой для создания собственных их высказываний, попеременных обогащений словарного запаса учащихся и воспитание их духовного мира и нравственных качеств.

Проблемно-поисковый принцип обеспечивает непосредственный саморазвитие личности. Деятельностная содержательная линия как раз ориентирует учителя на формирование у учащихся познавательной потребности (интереса), что достигается в процессе самостоятельной деятельности учащихся, предлагаемых школьной программой как перечень возможных устных и письменных высказываний с учетом культурологической тематики.

Анализируя содержание курса украинского языка для школ нового типа (школы с углубленным изучением языка, гимназии, лицее, колледже), наблюдаем действие и других принципов. Так, С.Караман, разрабатывая вариативные программы с украинского языка для гимназий, кроме линейного, применяет спиралевидный и модульный.

Первый предполагает постепенное расширение и углубление теоретических сведений и выработка практических умений и навыков от класса к классу и от средних к старших классов. Содержание школьного курса таким образом представляет собой своеобразные спирали, каждый следующий виток которой ориентирован на углубление и совершенствование лингвистической информации.

Второй обеспечивается наличием двух частей: инвариантной - обязательной для всех, кто выбрал этот курс, и вариантной, что имеет модульный характер. Каждый из модулей самостоятельно компонуется учителем и включает материал, дополняющий основную (инвариантную) часть курса.

Уровень развития учащихся общеобразовательных школ и школ нового типа в целом позволяет преподавать украинский язык на украиноведческой, исторической, культурологической и етнопедагогічній началах. Нельзя сводить содержание обучения языка правил и грамматических категорий. Необходимо использовать учебное материал, связанный с генезисом украинского народа, развитием его как этноса, историей его культуры, образования, науки, искусства. Поэтому к курсу украинской языка, включающий основные уровни языковой системы, стоит вводить сведения из старославянского языка, истории украинского языка, истории Украины, народоведения, фольклора и этнографии. Эта информация составит содержание внеклассной работы в школе. Особого внимания в обучении языку нуждаются мовлєннєвознавчі понятия и система формирования коммуникативных умений и навыков учащихся. Совершенствовать процесс обучения языку можно при систематическом формировании познавательной самостоятельности, усвоении учащимися общих понятий курса, усилении практической направленности обучения. В курсе украинского языка дети должны прежде всего, усвоить общие понятия, на основе которых они легче и быстрее будут овладевать конкретными понятиями. Наибольшее внимание следует уделить таким общим понятием, как: "звук (фонема)", "морфема", "слово", "словоформа", "часть речи", "словосочетание", "предложение и его члены", "орфограма", "пунктограма", "язык, речь и общения", "текст", "тип, стиль и жанр речи". Осознав их суть, отличительные признаки, дети учатся различать конкретные понятие. Если, скажем, ученик знает, что такое часть речи, орфограма, ему легче изучать прилагательное, числительное, глагол, распознавать сложные для написания слова. Обладая знаниями о тексте как единице речи, его структуру (способы и средства міжфразового связи в тексте) ситуацию речи, Типы и стили речи, ученик будет анализировать текст-образец и продуцировать собственный. Успешное обучение украинского языка зависит от того, как учитывается степень подготовки учащихся, языковые способности, уровень развития языкового чутья, дара слова. Поэтому усвоение содержания языкового и речевого материала, коммуникативная компетенция учащихся зависит от дифференцированного подхода к обучению. Так, чтобы обеспечить оптимальную сложность и одновременно доступность учебного материала, предлагаем отдельным группам учеников то же самое по смыслу задачи, но с разным степенью конкретности, а следовательно, и сложности:

Прочитайте текст, выпишите числительные. Составьте таблицу разрядов числительных.

Заполните таблицу числительными, что есть в тексте, вспомнив, на какой основе они делятся на разряды.

 

Вспомните, какая часть речи называется числительным, на какие разряды они делятся и почему. Заполните таблицу числительных из представленного текста.

Отметим, что действующие учебники для общеобразовательных школ предусматривают систему таких задач.

Рациональная организация обучения языку зависит от учета развивающих возможностей основ науки о языке и речи. Усваивая знания, учащиеся овладевают основные мыслительные приемы, учатся определять понятия, сравнивать, конкретизировать, систематизировать языковые факты и явления, выделять главное, аргументировать, доказывать, делать выводы и обобщения. Задача развивающего характера, использованы в процессе обучения украинского языка, обеспечат овладение названными приемами и будут способствовать формированию коммуникативной, языковой и речевой компетенций. Например:

Можно поставить знак равенства между словом в словосочетании и словом в предложении? Аргументируйте собственные соображения.

Подумайте и выясните, от какого главного члена предложения могут зависеть определения, приложения, обстоятельства.

О чем свидетельствует наличие в слове апострофа?

Как вы распознаете деепричастия?

Что общего и различия между простым и сложным предложениями?

Запишите названия произведений в две колонки: слева - те, что называют тему высказывания, справа - те, что называют и отражают основную мысль. Аргументируйте свои рассуждения.

1. Как Иван помог Роману. - Настоящий друг. 2. Незабываемое путешествие. - Путешествие Днепром. 3. Первый раз на рыбной ловле. - Неудачная рыбная ловля. 4. Праздник Пасху. - Воскресение Христово.

На основе наблюдений над текстами охарактеризуйте стили речи, определите языковые особенности каждого из них (индивидуальные задания подаются на карточках).

Организация обучения языку предполагает усиление практической направленности в ее усвоении, что требует органического сочетания процесса получения знаний и формирование речевых умений и навыков. Это осуществляется благодаря активизации познавательной и коммуникативной деятельности учащихся, использованию средств такой деятельности - алгоритмических таблиц, опорных таблиц, сигналов, конспектов и т.д. Школьников следует ориентировать на объяснение способов деятельности, ее эффективности в процессе усвоения знаний и коммуникативных актов. Большую роль в организации обучение украинского языка играет внутрішньопредметний межуровневый связь, что способствует углублению знаний о языке, ее структуру и функции в общении. Так, изучение строения слова осуществляется на лексико-семантической и морфологической основе, морфологии на синтаксической основе, лексикологии и грамматики - на функционально-стилистической и т.д. Использование знаний, усвоенных в младших классах, помогает экономить время, избегать ненужного дублирования, больше внимания уделять усвоению нового материала и формированию речевых умений и навыков.