Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия мир человека

Философская антропология и специальные науки о человеке

Функцию самосознания в той или иной степени в принципе выполняет каждое проявление человеческого духа - такова его природа. Наука как определенный исторический тип или форма общественного сознания в известной мере вопреки собственной основной направленности на элиминацию всего субъективного из своего содержания также выполняет эту функцию. На свой лад в ней также осуществляется осознание человеком самого себя, своего места в мире. Отчасти именно этим определяется структура современного научного сознания или науки в целом. Широко известен так называемый антропологический поворот в философии XX века имеет аналог и в области науки, где в XX веке возникали и приходили все новые методы и направления исследования человеческого. При этом человек не просто становится предметом внимания, которое все растет, - "антропологізується" сама наука как таковая, в своих принципиальных подходах, методах и конкретном инструментарии. В процессе внутренней дифференциации научного знания возникает тенденция его сближение с дисциплинами собственно философскими и в частности с философской антропологией. При этом осуществляется интенсивный обмен между многообразными научными и философскими тематизаціями феномена человеческого, опосредованное к тому же человеческим обыденным сознанием как той основой, на которой вырастают оба эти познавательные направления. Таким образом, философская антропология опирается, прежде всего, на определенные эмпирические исследования человека как на свой базис, но не ограничивается этим; он ссылается также на другие философские дисциплины, завися от них, пожалуй, в большей степени, чем они от нее, поскольку вряд ли можно объяснить, что представляет собой познание (гносеология) или нравственное обязанность (этика) тем, что сослаться на какое-то готовое философско-антропологическое знание. Куда более реальной является возможность приобрести знания о сущности человека, о единстве человеческого бытия и его смысл на основании результатов, заимствованных из критики и метафизики познания, основных положений стыки и т.п., правда, поданных в особом ракурсе, - не в объективном смысле высказываний, а в единстве акта в человеческом бытии.