Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия мир человека

Антропологические идеи в истории украинской философии

Систематика антропологии

Как мы уже видели, есть много видов антропологии. В их совокупности можно найти определенный порядок, систематизировать или классифицировать их. Это имеет смысл не только потому, что легче обозреть целое и раскрыть связи между его частями, к чему вообще стремится теоретическое познание, но и потому, что антропологические явления как предмет изучения достаточно молодые, виды антропологии еще не все развились и достигли зрелости, некоторые из них вовсе отсутствуют и могут быть замечены с пустых мест в той таблице или классификационной схеме, которую мы предлагаем.

Классифицировать виды антропологии наиболее естественно, и из их содержания, распределяя их по формам и сведения или формами духа. Таких общих форм выделяется четыре, им соответствуют их разновидности, а последнее - виды антропологии. Формы духа - это искусство, религия, философия, наука, а в целом схема имеет такой вид:

- искусство: а) литература, скульптура и т.п.; б) литературная, скульптурная и другая антропология;

- религия: а) христианство, ислам, буддизм и т. д.; б) религиозная антропология - христианская, магометанская, буддистская и т. п.;

- философия: а) структурализм, трансцендентальная философия, марксизм...; б) структурная, трансцендентальная, марксистская, другие виды антропологии;

- наука: а) биология, психология, история, политика, экономика, другие науки; б) биологическая, историческая, политическая, другие виды антропологических знаний.

Незаполненной остается почти первая рубрика, потому что пока неясно, какие виды могут ей соответствовать. Они еще не сформировались. Открытыми являются и другие подразделения. Можно, например, мыслить экономическую, математическую разновидности антропологии.

Все виды отвечают на четвертый вопрос Канта: что такое человек? Чтобы дать определенный ответ, нужно знание, представленное в науках, религиях и т. д. Сквозь их призму и освещается человек, и в зависимости от того, с какой точки зрения смотрят на нее, возникает спектр антропологии.

При этом везде есть некоторое удвоение: какое содержание вкладывается в понятие человека или рассматривается сам по себе. Например, техническая или технологическая, антропология соответствует определению человека как существа, которая создает орудия труда, но техника и технология имеют и относительную самостоятельность, независимость от человека, и тогда имеем "историю технологии", а не "технологическую антропологию". Аналогичными являются лингвистика и лингвистическая антропология, политика, философия и соответствующие им антропологии.

В таком аспекте следует выделить вопрос о те корни, из которых возникает тот или иной ее разновидности: в каждой религии, философии, науке так или иначе присутствует и вопрос о человеке в истории техники, языка, психологии и т. п.; сначала оно одно из многих, столь же или более важных; при определенных социальных, научных, духовных условий вопрос о человеке становится главным и тогда весь массив данного научного или другого образования возвращается к проблеме человека, его освещения и решения. Тогда и появляется в философии - философская, по лингвистике - лингвистическая и другие соответствующие антропологии. Возможен и обратный процесс.

Таков общий принцип составления антропологических знаний. Всесторонний его анализ - тема отдельного исследования.

В истории украинской культуры можно выделить: в средние века - религиозную антропологию, в эпоху Возрождения и Нового времени она была ограничена натуралистическим ее разновидностью, в XIX-XX веках - историческую антропологию. Во второй половине прошлого века на первое место, не отвергая других, получается антропология, которую можно было бы назвать глобальным, ибо она порождена соответствующими современными противоречиями человечества и природы, которые уже определяют и будут еще более определять будущее человеческой жизни и жизни вообще.