РАЗДЕЛ И
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Тема 3. Философия Средних веков и Возрождения
§2. Западноевропейская средневековая философия
Средневековая философия... существовала преимущественно как теоретическое мировоззрение, то есть, теоретическая
проблематика концентрировалась вокруг понятия - мифологемы Бога, а любовь к мудрости
реализовалась как течение богословской мысли.
«Философия»,
Киев, 1995
В это время западноевропейская философия сливается с богословием и основной ее задачей
становится доказательство существования Бога. Наиболее развитыми оказались в этот период, кроме философии
исламского востока, западноевропейская философия, еврейская (главным образом, в Испании)
и византийская. Самый чувствительный влияние на последующую культуру оказала западноевропейская
философия, в которой выделяют два основных периода: патристику и схоластику. Основной
философской проблемой европейской философии становится проблема универсалий (общих
понятий), по которой возникают два течения: номинализм и реализм.
1. Патристика
Христианская средневековая философия начинается с апологетики (защиты) христианства
от античной философии и языческого мировоззрения. Представители апологетики (Мінуцій,
Тертуллиан, Арнобій, Лактанций), которые жили в II-III ст., выступали против всей античной культуры.
Они занимались также исследованиями в области формальной логики и оказали значительное
влияние на последующую деятельность представителей патристики (от лат. pater - отец), в трудах которых
были сформированы основные образцы средневековой христианской философии.
В патристиці образуются два направления - восточный (грекомовний: Гр. Богослов. Вас. Большой, Гр. Нисский) и западный (латиноязычный:
Амвросий, Ієроним Блаженный, Августин Аврелий). Учредители патристики доказывали существование Бога, бессмертие души,
критиковали другие религии, высказывали мнения об уникальности духовного мира человека
и ее самоценность.
Особенно интересной является наследие Аврелия Августина (354-430 гг.), который сначала был язычником и только на 33-м году жизни принял
христианство. Августин писал, что бытие - это творение Бога и что вопрос "Что было до сотворения мира?"
не имеет смысла, потому что тогда не было времени и пространства. Время Августин рассматривает как фундаментальную
категорию бытия. Существует только настоящее время, и он может быть трех видов:
♦ настоящее прошлых вещей
в памяти;
♦ настоящее теперешних
вещей в восприятии;
♦ настоящее будущих
вещей в ожидании.
Все бытие людей Августин разделяет на "град земной" - государство и общество
на основе любви к себе, насилия и обмана - и "град небесный" - духовную общность мыслителей-аскетов
на основе любви к Богу. Соответственно история делится на светскую и священную.
Августин
впервые
пытался рассмотреть развитие всего человечества (его историю) и развитие личности
в своем произведении «Исповедь».
-
Причина
всего сущего (сущее наиболее всего не является чем-то лишенным сущности, жизни или
понимание) не является телом, не имеет образа, качества, количества, не находится в пространстве,
незримая, неосязаемая, неощутимая и не чувствует. Необурювана и не турбированная. Не склонна
до случайностей... Она не является ни душой, ни умом... не высказана и немыслима;
она не является ни числом, ни укладом, ни величиной, ни малостью, ни равенством, ни неравенством,
ни подобием, ни не подобием... не имеет жизни и сама не является жизнью. Поэтому к ней невозможно
коснуться мыслью... Она не принадлежит ни к несуществующему, ни к сущему, и ничто
из сущего не может ее познать, какая она есть, так же, как сама она не может познать
вещи, какими они есть... Она - не тьма и не свет, не заблуждение и не истина. (Апофатическое (отрицательное) определение Бога за
Псевдо-Дионисием Ареопагітом).
Августин Аврелий:
-
Злой человек навредит сама себе прежде, чем повредит другому.
-
Ум является взглядом души, которым она сама собою, без посредства тела, созерцает истины...
-
Совершенство
- это знание человека о
свое несовершенство.
-
Все человеческие
беды случаются от того, что мы наслаждаемся тем, чем следует пользоваться, и
пользуемся тем, чем следует наслаждаться.
-
Пусть будет
услышана другая сторона (такой принцип не предвзятого рассмотрения судебных дел
предложил Августин,
и его
целесообразно применять во всех других подобных ситуациях).
На основе патристики в IX-XII вв. возникает схоластика (от лат. shola - школа).
2. Схоластика
Схоластика формируется как попытка рационально обосновать и систематизировать христианское
вероучение на основе философов Платона и Аристотеля. Главным представителем схоластики был Фома Аквинский (1225-1274 гг.), учение которого впоследствии
было признано официальной философией католицизма.
Фома Аквинский создал своего
рода энциклопедию, охватывая не только проблемы философии, но и экономики, политики,
права и морали. Философия и наука, в связи с Фомой Аквинским, связанные с умом и дают
познание низшего уровня; теология, связанная с верой, дает познания высшего уровня.
В своих трудах «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» средневековый философ стремится
вывести бытие Бога из бытия вещей, логически доказать его существование. Следуя Аристотелю, Фома Аквинский выделяет сущность
как первооснову, субстанцию и акциденції как проявление сущности. В Боге сущность и существование
совпадают.
Аквинский предлагает пять доказательств существования бытия Бога:
♦ необходимость перводвигателя;
♦ необходимость первопричины;
♦ необходимость целесообразности;
♦ необходимость совершенства;
♦ необходимость необходимости.
Как и Аристотель, Аквинский различает актуальное (действительное) и потенциальное (возможное)
бытия. Бытие -
это первый
из актуальных состояний, и в любой вещи столько бытия, сколько в ней актуальности.
По степени актуальности Аквинский выделяет четыре уровня бытия:
♦ неорганическая природа
- нижний ступень бытия, для которого существует только внешнее определяющее начало, - форма;
♦ растения, у которых форма
является конечной причиной внутренней целесообразности (растительная душа);
♦ животные, у которых есть
не только цель, но и форма как действующая причина (животная душа);
♦ человек, в которой форма
существует сама по себе.
За Аквинским, материя - это "чистая потенциальность, слабейший вид бытия",
противоположная ей форма - "актуальность". Абсолютной актуальностью, "формой
всех форм" является Бог.
Фома Аквинский:
-
Добро - это то, чего все желают.
-
Когда несправедливое правление осуществляется многими лицами, это называется демократией.
-
Общие понятия, типы (универсалы) существуют везде и всегда.
-
Воля - это рациональное желание.
-
Истина определяется как согласованность между интеллектом и вещью.
-
Не форма определяется материей, но скорее материя - форме.
-
Есть разумное существо, которая определяет цель всего, что происходит в природе, и ее мы называем
Богом.
3. Реализм и номинализм
В решении вопроса об универсалии в средневековой философии существовало два главных
направления - реализм и номинализм. Философы-реалисты (Н. Еріугена, Ансельм Кентерберийский,
Фома Аквинский) считали, что общее реально существует в чистом (идеальном) виде
до вещей в Боге. Оно объективно существует также в вещах и после вещей в человеческом
сознания, в форме понятий. Философы-номиналисты (Росцеллін, Дунет Скотт, Уильям
Оккам) категорически выступали против существования общего в отдельных вещах. Они утверждали,
что материальные вещи единичные и только единичные. Общее - это только имена (nomina), универсалы существуют
только в мышлении.
Спор между реалистами и номіналістами об универсалии упиралась в проблему свободы
свободы. Если общее, номиналисты утверждали, присущее всем вещам объективно,
тогда в мире должна царить абсолютная необходимость, в таком случае не было бы
свободы воли.
Философ Буридан образно изложил эту проблему в притче про осла, что позже так
и стала называться «Буриданів осел». Шел осел по дороге. Долго шел, проголодался.
Наконец увидел на обочине дороги две одинаковые кучи сена; увидел и задумался,
какую из куч сена он должен съесть первой. Обе по количеству и качеству сена были
абсолютно одинаковыми. "Если я начну кушать правую кучу, то возникнет вопрос, на
каком основании? Почему не левую? Ведь она такая же. А если я начну кушать левую, то
опять же, на каком основании, почему не правую?" Буриданів осел-философ так
и не решил этой дилеммы и погиб от голода.
Главным предметом спора между реализмом и номіналізмом был вопрос о соотношении
общей божественной предопределенности человеческого бытия и свободы индивидуальной воли.
Оно выражалось, в частности, в том, какой из душевных способностей человека придается большее
значение - воле или разуму.
Реалист Фома Аквинский, как и Аристотель, считал душу человека форме ее тела, что
своим присутствием и влиянием определяет человеческую сущность и специфику. Душа самостоятельно
способна существовать без материи, но она не приравнивается к чистых духов. Человек -
промежуточное звено, находящееся между миром животных и миром ангелов. С чистым духом
человеческое существо роднит ее ум, а с животными - чувственность. Источник свободы воли
человека заключается именно в ее уме. Итак, Фома Аквинский провозглашает примат разума
над волей. Добро, познанное интеллектом, движет волю.
Общий божественный миропорядок, за Аквинским, распространяется и на Вселенную, и
на общественную жизнь, и следовательно, обуславливает существующее социальное неравенство. Классы и слои
феодального общества, положение и место каждого человека в обществе - все это
рассматривается как предопределено божественным замыслом, как высшая целесообразность и гармония.
В отличие от Аквинского, номиналисты Дунет Скотт, Уильям Оккам и другие ставят
деятельность ума в зависимость от воли. Они упрекают Аквінському за то, что тот
ставит истину, к которой стремится интеллект, выше добра, что является предметом воли. В отношении
всесильного творца это означает, что божественная воля определяется мудростью Бога, что
стоит выше, чем воля. Дунет Скотт, наоборот, утверждал приоритет добра перед истиной,
воли перед разумом. По его мнению , мир создан по абсолютно произвольным желанием
творца таким, какой он есть. Но Бог мог создать его и совершенно другим, и добро могло
быть совсем другим. Отсюда следует, что и человек в своих действиях может поступать так, а
может и иначе. Не разум, а вера в добро и воля руководят ее поведением.
Несмотря на некоторые различия между реалистичной и номіналістичною религиозно-философскими
христианскими концепциями поведения человека, безусловно, общим для них является признание
греховности, бренности, изъяны человеческого тела, его враждебности бессмертной души как
искре божьей, божественному дару. Поэтому человеческое стремление к счастью с этой точки зрения
может быть реализовано лишь в загробном мире как вознаграждение за праведную жизнь человека
на земле. Именно в этой религиозно - мистической форме происходило преодоление унаследованной
от рабства пренебрежения и презрения к физическому труду. Физический труд становится средством
аскетического воспитания и религиозного спасения, а трудолюбие приобретает морально-религиозной
достоинства и ценности.
Иногда случается односторонний подход к всего Средневековья как к мрачной и непросвітної
эпохи. С этим нельзя согласиться. Было и другое. Средневековая схоластика накапливает
значительные знания в области формальной логики. Номинализм играет роль своеобразной переходной
звена к рационализму Нового времени. Главное достижение Средневековья с современной точки
зрения -
это духовность,
пристальное внимание к внутреннему бытию человека, чего так не хватает в наше время. Именно
в Средние века возникает идея прав человека (такой вопрос возник при рассмотрении взаимоотношений
прав феодала и вассалов). В недрах патристики и схоластики были созданы определенные
внутренние условия для перехода к эмпиризма и рационализма. Однако такие изменения требовали
значительного времени, и происходили они в течение XV-XVI вв. Такой переход получил название
Возрождение.