РАЗДЕЛ И
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Тема 3. Философия Средних веков и Возрождения
§1. Исламская философия Средних веков
В эпоху Средневековья мусульмане были более цивилизованными и гуманными, чем христиане.
Б.
Рассел
В исламской философии Средних веков относят философию стран Ближнего Востока,
арабізованої Испании, Северной Африки, Средней Азии и Ирана, социально-экономический
и культурный уровень которых в этот период был существенно выше, чем в Европе. В богатой
культуре исламских стран важной составляющей были философские учения, которые произвели
значительное влияние на западноевропейскую философию.
В городах арабских стран и Ирана этого периода были развиты ремесла, торговля
было много врачей, ювелиров, переписчиков книг, вообще людей умственного труда.
Основными философскими направлениями были суфизм (тасаввуф), восточный перипатетизм
(развитие учения Аристотеля и Платона) и братья чистоты.
Суфизм возникает еще при жизни Мухаммеда. Его сторонники проповедуют отречение от мира, строгое соблюдение
норм ислама, предание себя воле Аллаха. Главное внимание должно быть направлено на
внутренний мир, мысли и чувства, методы приближения человека к Богу. Для этого нужен
наставник -
муршид.
Суфии выработали теорию и практику формирования "совершенного человека", что в
интуитивном, мистическом озарении познающего Бога. Путь суфия к Богу (тарикат) - это путь аскета, внешние
формы для которого не важны и могут даже противоречить его внутренний совершенства.
Идеи суфизма были влиятельными в течение 12 столетий и продолжают сохранять свое влияние в современных странах ислама.
Самыми известными представителями восточному перипатетизму были Аль Кинди, Аль Фараби,
Ибн Сина, Ибн Рушд.
Адь Кинди Абу
Юсуф Якуб ибн
Исхак (конец VIII в., Куфа в Иране - около 865 г., Багдад) был первым арабским философом. Он переводил работы Аристотеля (а также
Евклида и Птолемея)
и был его
последователем. Считал, что существует пять субстанций (материя, форма, движение, пространство,
время) и четыре формы разума (актуальный, потенциальный, приобретенный и тот, что проявляется).
Аль Кинди разделяет познания на чувственное и рациональное и подчеркивает, что сущность раскрывается
в рациональном познании. Аль Кинди был связан с мутазиллітами, которые разрабатывали
«Калам» -
логическое
обоснование ислама. Мутазилліти выступали против слепого подражания религиозных
авторитетов, за рационализм, господство знания и светскую власть халифа, справедливость
которого идет от Аллаха.
Аль Кинди был автором более 200 работ, большинство из которых утрачена. Он стремился связать философию
с естествознанием и математикой, которой придавал первостепенное значение. Считал, что философия
является верхушкой знания, а священная книга Коран является верхушкой философии.
Аль Кинди:
-
3 человеческих
искусств найпіднесенішим и благороднейшим есть искусство философии, которое определяется
как познание истинной природы вещей в меру человеческой способности. Потому что та цель, которую
философ преследует в своей науке, заключается в постижении истины...
Продолжателем философии Аль Кинди стал Абу Наср Мухаммед ибн Тархан Аль Фараби, живший в Средней Азии в 870-950 гг. Аль Фараби комментировал
произведения Аристотеля и Платона, развивал логику Аристотеля. Он считал, что философия должна учить
добрую и на ее основе можно построить "добродетельное город" во главе с философом,
которому подчиняется богословия, высказал догадку о влиянии географической среды
на нравственность.
Аль Фараби:
-
3 движением
связано то, что называется временем. Предел времени называется моментом. Движение не может
иметь ни начала, ни конца во времени. Там же, в Средней Азии и Иране, жил известный
врач, философ Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина - Авиценна (980-137 гг.), что писал на арабском и фарси. Ибн Сина был разносторонне образованным
человеком, его перу принадлежит более 50 книг из логики, физики и математики. Он является автором известного произведения
«Канон врачебной науки». Ибн Сина считал, что Бог создал мир, но не вмешивается
в его дела, и природа теперь развивается по своим внутренним причинам и законам,
то есть имеет место самодвижение.
Ибн Сина:
-
Готов больного исцелить всевышний,
В заботе этой я, как врач,
не лишний. И в бейтах вновь, не делаия секретов, Подать обязан несколько советов:
Когда лицом больной от крови пылок, Пиявки след поставит на затылок. Он мало пищи
должен есть мясной, Не пить вина ни капельки одной. А перед сном тепло не укрываться,
И соком розы утром умываться. Все исключить, от гнева до испуга, И ворот не застегивать
свой туго. Больной, к моим прислушавшись советам, Здоровым станет, я уверен в этом.
Выдающимся персидским математиком, астрономом, астрологом и философом своего времени был Омар Хайям
(1048-1123), что
провозгласил
себя последователем
Аристотеля и
Авиценни. Хайям признавал существование Бога, но считал, что порядок
в жизни определяется законами природы. Всемирно известные философские стихи Хайяма - рубаи - пропитаны стремлением
свободы и утех жизни. Рассуждения автора о смысле жизни человека, его незащищенность
перед судьбой, кратковременность всех благ близки каждому человеку и помогают формировать
философское отношение к жизни.
Омар Хайям:
-
Приход наш
и уход
загадочны; их цели Все мудрецы земли осмыслить не сумели, Где круга этого начало,
где конец? Откуда мы пришли? Куда идем отселе?
-
Ловушки, ямы на моем пути - Их Бог расставил и велел идти. И все предвидел. И меня
оставил. И судит! Тот, кто не хотел спасти.
-
Ученью не один мы посвятили год, Потом других пришел и наш стад. Какие же выводы
из этой всей науки? Из праха мы пришли, нас ветер унесет.
- Запрет вина - закон,
считающийся с тем, Кем пьется, что, когда, и много ли, и с кем.
Когда соблюдены
все эти оговорки,
Пить -
признак мудрости, а не порок совсем.
-
У занимающих посты больших господ
Нет в жизни
радости от множества забот, А вот подите же: они полны презренья Ко всем, чьи души
червь стяжанья не грызет.
-
Если есть у тебя для житья закуток - В наше подлое время - и хлеба кусок, Если ты
никому не слуга, не хозяин - Счастлив ты и воистину духом высок.
Труды Аристотеля комментировал известный философ и врач Абу-валид Мухаммед ибн Рожд (Аверроэс,
Ибн Рушд), что жил в 1126-1198 гг. Он учил, что истина одна, но познается двумя путями
- через философию и через
религию. Ибн Рушд выступал против бессмертия души, что вызвало недовольство богословов.
Он считал, что материя и форма составляют единство и что они существовали всегда.
Ибн Рушд:
-
...Исследования,
которое опирается на доказательства, не ведет к противоречию с тем, что дала религия, ибо истина
не противопоставит себя истине, но согласуется с ней и служит доводом в ее пользу.
Братья чистоты, или чистые братья (Ихван Ас сафа), - это религиозно-философская
организация, которая возникла в середине X в. в г. Басра, одном из крупнейших городов Багдадского халифата. К
нее входили философы и ученые - противники тирании Аббасидов. Поэтому они скрывали свои имена,
большинство из которых до сих пор остаются неизвестными. В своих «Посланиях чистых братьев и
верных друзей» (всего 52 трактаты) они создали пространства энциклопедию научных, философских
и богословских знаний: 14 трактатов посвящены математике, 17 - разнообразным наукам
о природе, 10
- рассматривают
философские вопросы.
Чистые братья стремились синтезировать античную философию, индийские и иранские религиозно-философские
идеи и совместить их с Кораном и шариатом. Они считали, что жизнь возникла самопроизвольно,
что растения появились раньше животных, а более сложные животные появляются позже. Людей
рассматривали как малый космос, тождественный большом космоса.
В познании братья выделяют чувство (преобладают в детстве), здравый смысл (в
взрослых) и выше познание, доступное только тем, кто изучил логику и индийскую
математику". Смысл жизни человека они видели в том, чтобы знаниями просветить
свою душу и благодаря этому спасти ее для высшей жизни.
Идеи братьев чистоты, их энциклопедизм и убежденность оказали значительное влияние на
духовную жизнь современников и последующих поколений, Фактически, они стали просвітниками
эпохи.
Братья чистоты:
-
Труд - это изъятие знающим человеком формы, которая находится у нее в уме, и применение
ее к материи.
-
Искусство любого ремесла заключается в умении извлекать формы из материи и умении
дополнять и совершенствовать их.
-
Основу целостного человека составляет противоположность,телесной плоти и духовной души.
Исламская культура этого периода сыграла значительную роль в усвоении и трансляции
(передачи) Европе античного наследия. Она сделала существенный и оригинальный вклад
в развитие всей культуры человечества (математики, логики, физики, геологии, ботаники,
оптики, медицины, астрологии, истории, поэзии) благодаря творчеству таких выдающихся
ученых, как Аль-Хорезми, Ибн-Сина, Аль-Бируни, Аль-Баттани. Особенно заметна роль
исламской культуры в развитии философии.
В отличие от западноевропейской философии Средних веков, связанной с религией,
философия ислама объединяла не только религию, но и самые передовые для того времени естественно-научные
и математические знания. В исламских странах сложилась традиция понимания мудрости
(хикма) как единства философии и медицины.
В общем, значительная и разнообразная наследие этого периода еще недостаточно изучена и
оценена.