РАЗДЕЛ И
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Тема 3. Философия Средних веков и Возрождения
§3. Философия Возрождения
Возрождение разрушило закостенелую схоластическую систему... возродило изучение Платона... утвердило обычай видеть
в умственной деятельности не размышление в монастырском одиночества, целью которого является сохранение
раз и навсегда определенной ортодоксии, а волшебную общественное приключение.
Б.
Рассел
Возрождение --
переходный
период (XV-XVI вв.) между Средними веками и Новым временем. Философия в это время освобождается
от влияния религии, стремится возродить античную мудрость, однако идейно и терминологически
еще остается под влиянием религии и схоластики. Так, новые убеждения приобретают
формы пантеизма (растворение Бога в природе), но не приводят к отказу от веры.
Предшественником всей культуры Возрождения и, соответственно, Нового времени был Дайте Алігієрі
(1265-1321
гг.), который
в произведении «Божественная комедия» заложил основы нового гуманистического мировоззрения. Дайте
рассматривает человека как единство божественного и природного начал, откуда вытекает необходимость
не только готовиться к загробной жизни, но и стремиться к земному совершенству. Этот
направление продолжает Франческо Петрарка (1304-1374 гг.) - известный поэт и критик средневековой схоластики, который ищет гармонию
человека и природы, проповедует радости земной жизни.
Идеи гуманизма находят распространение позже в Мирандоли (1463-1494 гг.), который написал 900 тезисов, направленных против
Ватикана
и католицизма.
Таким образом. гуманизм, внимание к проблемам человека, любовь к ней становятся главной особливе :тю философии этого периода. Место Бога
занимает человек. Если античная философия космоцентрична, средневековая - теоцентрична, то философия
Возрождение -
антропоцентрична.
Другой особенностью становится отход от схоластических проблем и возникновение философии природы,
осознание необходимости опытного знания (наблюдений и экспериментов) и математического
подхода. Впервые, еще в XIII ст., мнение об этом высказал Роджер Бэкон, английский монах, философ и ученый, а в XV в. Николай
Кузанський (1401-1464
гг.) продолжает
линию необходимости экспериментов и применения математики в изучении природы.
Эти идеи находят свое воплощение в гелиоцентрической системе мира Н. Коперника и в представлениях о бесконечности
Вселенной Джордано
Бруно, которого
был сожжен на костре в 1600 г. по приговору инквизиции, а оправдано только в 1996 г.
Если средневековая
философия неотделима от теологии, а философия Нового времени находит свою опору
в науке, то для философии Возрождения характерна тесная связь с искусством. Много
выдающихся мыслителей этого периода одновременно были и деятелями искусства, поэтами, скульпторами
т.п. (кроме Данте и Петрарки, к этой категории следует отнести еще и Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.).
Николай Кузанський:
Здоровый
и свободный разум, стремящийся ненасытно, в силу врожденного ему искания понять истину,
познает ее, крепко охватывая любовными объятиями.
-
Ум настолько же близок к истине, как многоугольник к кругу.
Леонардо да Винчи:
-
Пусты и полны заблуждений те науки, которые не порождены опытом... Истинные
науки -
те, которые
опыт заставил пройти сквозь ощущения и положил молчание на языки спорщиков.
-
Никакой
достоверности нет в науках там, где нельзя добавить ни одной из математических наук.
-
Медицина
является восстановлением согласия стихий, утративших взаимное равновесие...
Джордано Бруно:
- Все вещи находятся
во Вселенной и Вселенная - во всех вещах; мы - в нем, а он - в нас.
-
Вселенная
вполне является центром. Центр Вселенной повсюду и во всем.
-
Вселенная
единый, бесконечный, неподвижный.
-
В сильнейшей
яду -
лучше целебный
зелье.
В целом
философская и научная мысль, вся культура Возрождения подготовили условия для отделения
философии от религии, для возникновения науки, опирается не на авторитеты церкви
и священного писания, а на теоретически и эмпирически обоснованные знания науки, которая
не воспринимает ничего на веру, а все проверяет. Такая наука возникает в Новое время и потом
становится основой всей современной технологии, источником могущества человечества и источником
глобальных проблем современности, которые угрожают существованию человечества.
Контрольные
вопрос:
1.
Исторический период Средневековья занимает?
2.
Особенности исламской философии.
3.
Этапы и специфика европейской средневековой философии.
4.
Понимание бытия и времени в философии А. Августина.
5.
Доказательства бытия Бога у Фомы Аквинского.
6.
В чем состоит специфика философии Возрождения?