8 КЛАСС
II семестр
Тема. Музыка в диалоге с современностью
Урок 22
Тема урока. Жанровые разновидности. Симфоджаз. Дж. Гершвин. Рапсодия в стиле блюз - слушание. Жанры и формы музыки. Работа над песней О. Билаша "Два цвета"
Цель урока: дать детям понятие о жанровые разновидности и использование их в творчестве композиторов; развивать музыкально-ритмический слух, певческие навыки; воспитывать любовь к украинской массовой песни, к матери, родному краю.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: магнитофон, аудиозаписи, фортепиано, портрет Дж. Гершвина.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы.
II. Актуализация опорных знаний.
Беседа.
Дети, вы уже знаете, что все музыкальные произведения имеют свою структурную построение и принадлежат к определенной группе, которая классифицируется по жанру.
- Что такое жанр?
Жанр - это исторически сложившийся разновидность музыкальных произведений, которые различаются по характеру, тематике и средствами выразительности.
- Какие жанры вы знаете?
(Музыку можно разделить на следующие жанры: песенный, инструментальный, оперный, симфонический и другие).
- Кроме жанровых разновидностей, каждое произведение имеет свою структурную построение то есть план, по которому создается музыкальное произведение. Какие музыкальные формы вы изучали? (Одночастная, двухчастная, трьохчастинна, куплетна, сонатная, вариационная, циклическая).
- Послушайте „Рондо” Моцарта и определите его структурное построение.
- Что означает слово „рондо”?
(Так, „круг”).
Рондо - это также музыкальная форма, в которой определенный раздел повторяется несколько раз, чередуясь с эпизодами различного содержания.
Запишите мелодию украинской народной песни „Галя по садочку ходила” или „Я Лисичка” и определите:
- Сколько частей имеет эта песня?
(Это одночастная форма в вокальной музиці. ее еще называют куплетною. Сущность такого построения заключается в том, что одна и та же мелодия повторяется много раз, но с новым литературным текстом).
- Запишите музыку к песням (на выбор) „Ой есть в лесу калина”, „Ходит соня” и спойте.
III. Распевки.
Повторение песни „Да здравствует красная калина”.
IV. Работа над песней О. Билаша „Два цвета”.
Обрабатываю с детьми песню в целом, обращаю внимание на художественное исполнение песни в темпе, с динамическими оттенками. Желающих опитую на оценку.
V. Слушание музыки.
1. Беседа.
- Вы уже знаете, что на основе жанров афро-американского фольклора образовалось новое искусство - искусство джаза. Нигде в другом месте не могло возникнуть подобного сплава разнонациональных элементов и так быстро развиться, как это произошло в Америке.
Джаз - это искусство коллективной импровизации, закрепленной единственной музыкальной фразой, которая несколько раз повторяется и варьируется.
Джаз требует творческих исполнителей, именно для него нужна профессиональность и мастерство, большой труд. Например, Дюк Еллингтон, руководитель джаза, работал со своим коллективом по несколько часов в день. Афро-американский фольклор повлиял на творчество американского композитора Джорджа Гершвина (1899 -1937), автора знаменитой „Рапсодии в стиле блюз” для фортепиано и симфонического оркестра. Это был смелый шаг соединить мелодию с ритмом негритянских блюзов - грустных и любовных песен с классической формой фортепианных концертов.
2. Послушайте отрывок этого произведения и выскажите свои впечатления об услышанном:
- Удалось ли композитору воссоединить две культуры?
- Как повлиял на вас симфоджаз?
- Вы интересуетесь джазом вообще?
VI. Итог урока.