Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия посбіник

Тема 10. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

 

§ 2. Культура среди мировых реалий

Культура и природа

Отношение культура/природа можно проследить по следующим уровням:

- практическое отношение, что выражается в труде;

Отношение культура/природа меняется также в контексте истории культуры и в каждом типе культуры.

Практическое отношение культуры и природы приводит к все более широкого превращения натуры в культуру. В результате культура предстает как преобразование натуры человеком, практически-духовное отношение, которое складывается в обыденном сознании людей и выражается в превращение-ни силами фантазии окружающего мира в воображаемый идеальный мир мифологии, религии и искусства;

- духовно-теоретическое отношение, которое формируется через познание законов природы в соответствующих естественных науках.

Под сферами проявления отношений природа/культура понимают:

- преобразования «вторую природу» окружающего материального мира в результате соответствующих действий культуры;

- столкновение и противоборство природы и культуры в самом человеке как естественный и одновременно культурной существу;

- создание человеческим воображением в ходе практически-духовного освоения реальности идеального мира, что воплощается в образах мифологии и искусства в соответствии со своими желаниями, интересами, а материальное производство становится одухотворенным, приобретает человеческого содержания, то есть становится культурным по своей сути. Плоды материального производства, становясь культурными явлениями, остаются материально-вещественными процессами и предметами и подлежат действию законов природы, с одной стороны, и одновременно становятся не подвластными этим законам своими сверхъестественными культурными характеристи-ками - с другой.

 

Итак, предметы материальной культуры остаются - природными именно потому, что материальные одновременно оказываются и сверхъестественную мы, поскольку одухотворенные творческой мыслью человека, ее ейдосом. Эта двусторонняя природно-культурная реальность характеризует не только «окультуривания» природной среды, но и природы человека как биологического существа. В отношениях человека с природой исторически сложился спектр отношений, на одной стороне которого формируется обожествление природы, поклонение ей, на другой - стремление навязать ей человеческую волю.

Встреча природных и культурных факторов в антропогенезе и продолжение их работы в онтогенезе, в индивидуальном развитии каждого конкретного человека, находит широкую вариативность в пределах индивидуального существования на разных этапах истории, в разных социокультурных системах.

В целом, в исторической типологии культуры можно проследить закономерный характер изменений в системе культура/природа, порождаемых внутренней логикой развития культуры:

- первоначальный этап истории, когда человечество ощущает себя органичной частью природы, растворенное в ней органически и духовно;

- второй этап, связанный с зарождением цивилизации и формированием двух противоположных позиций: натуралистической, что выражается в поклонении культуры натуре, в пантеїстичному отождествлении Бога с природой, в трактовке искусства как подражания природе, и сциєнтичної, что выражается завоеваниями европейского научно-технического прогресса в ХVI-ХХІ вв.;

- третий этап может сложиться в будущем на основе гармоничных отношений природы/культуры, которые будут характеризовать цивилизацию постиндустриального типа. Именно такое уравнивание может улучшить ситуацию с экологическим кризисом, спасти человечество как продукт культуры.