Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел второй
ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ И ГНОСЕОЛОГИИ

ГЛАВА ПЯТАЯ
ПОЗНАНИЯ
1. Проблема познания в философии

Субъект, объект познания.

Субъектом познания является человек, человеческий индивид, способный отображать в своем сознании явления действительности. Но не следует забывать, что человек - это не просто индивид с определенными биологическими свойствами, а прежде всего общественное существо. Поэтому человек размышляет и познает постольку, поскольку является членом общества, что через формы общественного сознания оказывает существенное влияние и на содержание познания.

Объект познания - предмет, явление материального или духовного мира или область действительности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. Объект познания нельзя отождествлять со всей материальной или духовной действительностью. Объектом становятся только те сферы действительности, которые включаются в познавательную деятельность субъекта. Чем выше уровень развития науки и познавательной деятельности людей, тем шире становится круг явлений, охватываемых научным исследованием, и, следовательно, круг объектов познания.

Кроме понятия объекта познания, существует также понятие «предмет познания». Хотя эти понятия родственные, но их нельзя отождествлять. Предмет познания - это более-менее широкий фрагмент действительности, выделенной из определенной совокупности объектов в процессе познания. Один и тот же объект познания может быть предметом исследования разных наук. Мышление, например, как объект познания является предметом исследования таких наук, как логика, теория познания, психология, физиология высшей нервной деятельности и др. Однако противопоставление предмета и объекта познания гносеологически относительное. Структурно предмет познания отличается от объекта тем, что в предмет познания входят лишь основные, существенные свойства объекта, что изучается с точки зрения цели и задачи научного исследования.

В современной философии существуют и другие точки зрения на проблему гносеологии. В условиях философского плюрализма можно констатировать стремление так или иначе к синтезу гносеологічних идей и концепций, сложившихся в русле разных (в том числе и прямо противоположных) направлений, течений, школ и др. Однако удельный вес гносеологічних исследований, которые ориентировались на науку, значительно больше, чем тех, что ориентированы на позанаукові формы отношения человека к миру. В первом случае речь идет о так называемых сцієнтистські течения неореализм, постпозитивизм (особенно философия науки), аналитическая философия, структурализм и постструктурализм и др. Во втором случае имеют в виду антисцієнтистські течения: экзистенциализм, философская антропология, герменевтика, эволюционная эпистемология, феноменология, различные философско-религиозные направления.