Тема 10. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
§ 2. Культура среди мировых реалий
В самом широком, философском понимании, культура по своему масштабу встает соразмерна с основными формами бытия - человеком, обществом, природой. Первая форма бытия - природа - это наличное бытие материи, реальность ее конкретного существования. Вторая форма - общество - небіологічний способ связи людей в их совместной жизни и деятельности. Третья форма - человек, который синтезирует в своем реальном существовании и поведении природные и общественные закономерности и является той воплощенной единством природы и общества, что стала носителем четвертой формы бытия культуры. Поскольку человек связывает в одно неделимое целое природу и общество, она становится центральным звеном в цепи основных форм бытия: общество-человек-природа. В результате деятельности человек породила четвертую форму бытия - культуру. В философском анализе культура предстает, соответственно, как такая форма бытия, которая охватывает:
- качества самого человека как субъекта деятельности;
- те способы деятельности, которые не являются врожденными, человек приобретает;
- разнообразие предметов, которые становятся «второй природой», опредмеченням «первой» природы, інобуттям человека;
- вторичные способы деятельности, служащие уже не опредмеченню, а розпредмеченню тех человеческих качеств, которые хранятся в предметном бытии культуры;
- другая роль человека, который в процессе распредмечиванию растет, меняется, обогащается, становится продуктом культуры;
- связь процессов опредмечивания и распредмечиванию с человеческим общением как особым аспектом человеческой деятельности.
Так замыкается круг культуры - ее движение от человека к человеку. Если развернуть эту схему в исторической плоскости, круг превращается в спираль, ибо каждое новое поколение усваивает и развивает предыдущую культуру. Итак, культура - это целостная система, процесс, который начинается в человеке и в ней же заканчивается, чтобы снова начаться на новом витке спирали.
Рассмотрим подробнее онтологический статус культуры в ее соотношении с основными составляющими бытия.
Оппозиция культура/природа является исходной в осознании культуры как специфической формы бытия и чрезвычайно важной, поскольку сегодня речь идет об эпохе «экологического кризиса», возникшего вследствие эгоистического потребительского - отношение человека к природе.