3. Теория и методика воспитательного процесса
3.5. Общественные институты воспитания
3.5.4 Роль церкви в воспитании подрастающего поколения
Важным аспектом современной общественной жизни является возвращение к основам религиозного мировоззрения и традиций. Эта потребность обусловлена следующими факторами:
- опыт тысячелетий убедительно доказывает, что религия оказалась непревзойденной и неизменной основой жизнедеятельности большинства людей;
- в религии личность находит наиболее универсальную систему защиты от негативных явлений общественной и личной жизни;
- религия требует от верующих постоянной ответственности за свое поведение;
- религия на основе свободы выбора дарит истинную свободу личности.
Согласно ст. 35 Конституции Украины церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства, а школа - от церкви, что означает светский характер государства, а также светская обучения и воспитания во всех типах учреждений образования.
В декларации Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1981 г. сказано, что религиозное воспитание детей осуществляют родители внутри семьи согласно своих религиозных убеждений. Религиозные организации могут вести обучение по вопросам религии в местах, приспособленных для этого.
Закон Украины «О свободе совести и религиозные организации» (ст. 6) предусматривает, что «религиозные организации имеют право... создавать для религиозного образования детей и взрослых учебные заведения и группы, используя для этого помещения, принадлежащие им...».
Церковь является педагогическим учреждением - коллективной инстанцией, целью которой является воспитание, совершенствование человеческой жизни. По мнению русского религиозного философа Семена Франка (1877-1950), церковь должна отстаивать достоинство человека, делать все, что помогает человеку стать человечнее, снова и снова напоминать обществу, что без Бога высший смысл человеческого существования никогда не может быть открыт. Церковь (религиозная община) занимается каждым человеком от рождения до самой смерти. Она использует каждую возможность, писал М. Стельмахович, чтобы напомнить родителям об их святой воспитательный обязанность, а детям - о необходимости достойного поведения.
В религии есть чему поучиться, что перенять педагогам. Так, в христианстве это:
- фигура Спасителя - идеал бессмертной, мужественной, волевой, морально устойчивой личности. Он любит народ, и народ любит его. Он принимает смерть во имя жизни людей, во имя их спасения. Идеал Богочеловека пережил века и тысячелетия;
- программа нравственного самоочищения, самосовершенствования человека, «наука жизни», которая в течение веков формировала и продолжает формировать истинную человечность, высокую духовность, чистоту сокровенных чувств, размышлений и дел;
- профессионально-педагогическое мастерство религиозных деятелей, их умение каждый раз находить пути к человеческой душе, убеждать, ненавязчиво и деликатно «лечить» духовность;
- религиозная культура как глубокое понимание и знание человека, уважение к нему, желание помочь не только словом, но и конкретным делом.
К средствам влияния религии принадлежат обстановка в церкви, богослужение и таинства, причастие, исповедь, проповедь, отпущение грехов, благословение, заповеди. Применяются и меры наказания: лишение благословения, искупления грехов, проклятия, піддання анафеме.
Методиками религиозного самовоздействия и самовоспитания является молитва, соблюдение поста, покаяния, обет. Важное значение имеет общая организация религиозной деятельности: обязательные регулярные посещения церкви, ежедневные молитвы, строгое соблюдение постов, церковные праздники. Воспитательное влияние имеют религиозная музыка, живопись, архитектура.
Потенциальные воспитательные возможности церкви и ее реальное воспитательное воздействие требуют их учета и тесных взаимосвязей этого общественного института с другими воспитательными институтами.