3. Теория и методика воспитательного процесса
3.5. Общественные институты воспитания
3.5.5 Школа как ведущее звено в системе воспитания
Школа является ведущим звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Она призвана координировать деятельность семьи и общественности по воспитанию учащихся, педагогізувати всех участников воспитательного процесса. Забота школы о воспитании детей в семье имеет два направления.
Первое направление - педагогическое образование родителей. Средствами ее осуществления являются чтение лекций, проведение бесед; посещение родителей на дому; консультирование родителей; вечера вопросов и ответов для родителей; открытые уроки для родителей; устные журналы; пресс-конференции «Мы и наши дети»; встречи за круглым столом; выполнение родителями практических задач; ознакомление родителей с педагогической литературой; просмотр фильмов на педагогические темы; дни открытых дверей; различные вечера, конкурсы и т.д.
их могут дополнять и нетрадиционные формы работы с родителями: педагогический десант (выступления педагогов на предприятиях); «Дерево рода» (встреча поколений); «В семейном кругу» или «Дни доверия» (индивидуальные консультации, встречи с врачами, психологами, юристами); «Семейный городов» (встречи с родителями и обсуждение проблем воспитания); «Народная горница» (изучение народных традиций); «День добрых дел» (совместная работа педагогов, родителей и детей); «Вечер большого разговора» (с участием педагогов, родителей, учащихся); организация отдыха (игры, представления и т.д.); альбом - эстафета «Как мы отдыхаем» (перенимание опыта организации отдыха в семье; семейные праздники в классе (празднование совместных дней рождения детей, календарных, народных праздников) и др.
Второе направление - привлечение родителей к воспитательной работе с детьми, которая охватывает такие направления, как совет родителей; родительские собрания; родительский комитет (охватывает комиссии: учебную, культурно-массовую, хозяйственную, трудового воспитания и профессиональной ориентации, с педагогической пропаганды); привлечение родителей к руководству кружками.
Школа должна также поддерживать тесные контакты со Службой по делам несовершеннолетних и криминальной милицией по делам несовершеннолетних, деятельность которых направлена на профилактику правонарушений несовершеннолетних, обеспечения благоприятных условий для их воспитания и защиты их прав.
Эффективность совместной воспитательной работы семьи, детских и юношеских общественных организаций, внешкольных учебно-образовательных учреждений, церкви и школы зависит от понимания всеми воспитательными институтами цели и задач национального воспитания на современном этапе, владение ими методике организации воспитательного процесса, слаженности воспитательных воздействий. Роль координатора этой работы должна играть школа.