Уроки Музыки
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки музыки 5-8 классы

8 КЛАСС

 

II семестр

Тема. Музыка в диалоге с современностью

 

Урок 21

Тема урока. Синтез музыки и живописи. Л. Грабовский. „Симфонические фрески” по картинам Б. Пророкова „Где не должно повториться”.

Программа музыкального произведения. Разучивание песни В. Билаша „Два цвета”

 

Цель урока: углубить знания учащихся о синтезе музыки и живописи, закрепить на художественных произведениях; формировать навыки активного восприятия музыкального произведения; развивать умение видеть живописные образы, изображенные в музыке; воспитывать интерес к музыке, эстетический вкус.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: магнитофон, аудио-запись, фортепиано, портрет А. Билаша, репродукции картин Б. Пророкова.

Ход урока

I. Организация класса к уроку.

1. Музыкальное приветствие.

2. Объявление темы урока.

 

II. Распевки.

Пение на полтона вверх.

 

image281

 

III. Актуализация опорных знаний.

- Что означает слово „программная” музыка?

- Назовите произведения, которые мы слушали в прошлый раз.

Как вы знаете, русский композитор П. И. Чайковский и украинский композитор Виктор Косенко тоже писали программную музыку для детей. П.чайковский создал, Детский альбом”, в котором с помощью звуков обрисовал знакомый всем мир, где живут игрушки и сказочные герои.

Послушайте два фрагмента и вспомните, из которых они пьес (наигрываю).

- Одинаковое настроение у них?

(Нет, поскольку первая пьеса грустная, а другая веселая. Это пьесы „Болезнь куклы” и „Новая кукла”.

- Есть ли подобные по характеру и тематике произведения. Косенко?

(„Купили мишку” и „Не хотят купить мишку").

- Посмотрите на иллюстрацию. Что вы на ней видите? (на выбор учителя).

- Какую музыку можно создать до нее, веселую или грустную?

- В каком темпе она у вас будет звучать?

- В каком регистре?

- Какое название вы ш дадите?

- Давайте каждый на „ля” споем свой вариант. Какой мотив больше всего понравится, тот и запишем в нотную тетрадь.

(Дети выбирают лучший, определяют лад, тональность, размер и с помощью учителя записывают фрагмент созданной мелодии).

 

IV. Разучивание песни.

1. Вступительная беседа.

 

Два цвета

Слова Д. Павлычко

Музыка А. Билаша

 

Живо

 

Меня водило в безвестности жизни,

И я возвращался на свои пороги,

Переплелись, как мамино жизни,

Мои грустные и радостные,

Мои грустные и радостные дороги.

 

Припев:

Два цвета мои, два цвета,

Оба на полотне, в душе моей оба,

Два цвета мои, два цвета:

Червоне - то любов, а чорне - то журба.

 

Мне повеяла в глаза седина,

И я ничего не везу домой,

Лишь сверточек старого полотна,

И вышито мое жития,

И вышито мое жития на нем.

 

Припев.

 

Сегодня мы познакомимся с песней Александра Билаша „Два цвета”. Эта песня у вас всех на слуху, потому что для украинских людей она стала как народная, звучит у всех на устах.

О. Билаш - украинский композитор. Он родился в Полтавской области, это композитор XX вв. Творчество его разнообразно: опера „Гайдамаки” по поэме Т. Шевченко, оперетта „Чиста криниця”, вокальные и инструментальные произведения. На протяжении всего творческого пути он написал около 200 песен: „Ой не ріж косу”, „Ясени”, „Улетают журавли”, „Два цвета”, которую мы сегодня разучим. Автором поэтического текста песни является украинский поэт Дмитрий Павлычко.

2. Художественный показ песни.

3. Характеристика текста и мелодии песни.

4. Настройка в тональности.

Разучивание песни с нотным текстом по фразам сольфеджуючи, а затем со словами. Звергаю внимание на ритмический рисунок в припеве (шестнадцатые ноты), чистоту интонирования верхнего „ми”.

 

V. Слушание музыки.

1. Вступительная беседа.

Посмотрите на репродукции картин художника Б. Пророкова.

- Что вы на них видите?

- Какая тема их объединяет?

Так, война, великая беда всех народов, ибо эта война захватила почти весь мир. Недаром ее назвали Великой Отечественной.

Украинский композитор Леонид Грабовский, который родился в 1935 г. в Киеве, окончил Киевскую консерваторию и обратился к этих картин и создал „Симфонические фрески для симфонического оркестра „Это не должно повториться”, куда вошли произведения „Бабий яр”, „За колючей проволокой”, „Тревога”.

- Все вы знаете трагедию Бабьего яра, где фашисты закопали живыми и напівживими тысячи людей. Очевидцы рассказывали, что на это было тяжело смотреть, поскольку земля в Бабьем яру двигалась еще несколько дней.

- Послушайте фрагмент этих произведений. Могли бы вы понять музыкальный образ произведения без репродукции картин?

- Какие чувства вызывают музыкальные произведения Л. Грабовского?

- Что вы знаете о событиях войны?

 

VI. Итог урока.