8 КЛАСС
II семестр
Тема. Музыка в диалоге с современностью
Урок 21
Тема урока. Синтез музыки и живописи. Л. Грабовский. „Симфонические фрески” по картинам Б. Пророкова „Где не должно повториться”.
Программа музыкального произведения. Разучивание песни В. Билаша „Два цвета”
Цель урока: углубить знания учащихся о синтезе музыки и живописи, закрепить на художественных произведениях; формировать навыки активного восприятия музыкального произведения; развивать умение видеть живописные образы, изображенные в музыке; воспитывать интерес к музыке, эстетический вкус.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: магнитофон, аудио-запись, фортепиано, портрет А. Билаша, репродукции картин Б. Пророкова.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Распевки.
Пение на полтона вверх.
III. Актуализация опорных знаний.
- Что означает слово „программная” музыка?
- Назовите произведения, которые мы слушали в прошлый раз.
Как вы знаете, русский композитор П. И. Чайковский и украинский композитор Виктор Косенко тоже писали программную музыку для детей. П.чайковский создал, Детский альбом”, в котором с помощью звуков обрисовал знакомый всем мир, где живут игрушки и сказочные герои.
Послушайте два фрагмента и вспомните, из которых они пьес (наигрываю).
- Одинаковое настроение у них?
(Нет, поскольку первая пьеса грустная, а другая веселая. Это пьесы „Болезнь куклы” и „Новая кукла”.
- Есть ли подобные по характеру и тематике произведения. Косенко?
(„Купили мишку” и „Не хотят купить мишку").
- Посмотрите на иллюстрацию. Что вы на ней видите? (на выбор учителя).
- Какую музыку можно создать до нее, веселую или грустную?
- В каком темпе она у вас будет звучать?
- В каком регистре?
- Какое название вы ш дадите?
- Давайте каждый на „ля” споем свой вариант. Какой мотив больше всего понравится, тот и запишем в нотную тетрадь.
(Дети выбирают лучший, определяют лад, тональность, размер и с помощью учителя записывают фрагмент созданной мелодии).
IV. Разучивание песни.
1. Вступительная беседа.
Два цвета
Слова Д. Павлычко
Музыка А. Билаша
Живо
Меня водило в безвестности жизни,
И я возвращался на свои пороги,
Переплелись, как мамино жизни,
Мои грустные и радостные,
Мои грустные и радостные дороги.
Припев:
Два цвета мои, два цвета,
Оба на полотне, в душе моей оба,
Два цвета мои, два цвета:
Червоне - то любов, а чорне - то журба.
Мне повеяла в глаза седина,
И я ничего не везу домой,
Лишь сверточек старого полотна,
И вышито мое жития,
И вышито мое жития на нем.
Припев.
Сегодня мы познакомимся с песней Александра Билаша „Два цвета”. Эта песня у вас всех на слуху, потому что для украинских людей она стала как народная, звучит у всех на устах.
О. Билаш - украинский композитор. Он родился в Полтавской области, это композитор XX вв. Творчество его разнообразно: опера „Гайдамаки” по поэме Т. Шевченко, оперетта „Чиста криниця”, вокальные и инструментальные произведения. На протяжении всего творческого пути он написал около 200 песен: „Ой не ріж косу”, „Ясени”, „Улетают журавли”, „Два цвета”, которую мы сегодня разучим. Автором поэтического текста песни является украинский поэт Дмитрий Павлычко.
2. Художественный показ песни.
3. Характеристика текста и мелодии песни.
4. Настройка в тональности.
Разучивание песни с нотным текстом по фразам сольфеджуючи, а затем со словами. Звергаю внимание на ритмический рисунок в припеве (шестнадцатые ноты), чистоту интонирования верхнего „ми”.
V. Слушание музыки.
1. Вступительная беседа.
Посмотрите на репродукции картин художника Б. Пророкова.
- Что вы на них видите?
- Какая тема их объединяет?
Так, война, великая беда всех народов, ибо эта война захватила почти весь мир. Недаром ее назвали Великой Отечественной.
Украинский композитор Леонид Грабовский, который родился в 1935 г. в Киеве, окончил Киевскую консерваторию и обратился к этих картин и создал „Симфонические фрески для симфонического оркестра „Это не должно повториться”, куда вошли произведения „Бабий яр”, „За колючей проволокой”, „Тревога”.
- Все вы знаете трагедию Бабьего яра, где фашисты закопали живыми и напівживими тысячи людей. Очевидцы рассказывали, что на это было тяжело смотреть, поскольку земля в Бабьем яру двигалась еще несколько дней.
- Послушайте фрагмент этих произведений. Могли бы вы понять музыкальный образ произведения без репродукции картин?
- Какие чувства вызывают музыкальные произведения Л. Грабовского?
- Что вы знаете о событиях войны?
VI. Итог урока.