8 КЛАСС
II семестр
Тема. Музыка в диалоге с современностью
Урок 20
Тема урока. Программно-изобразительная музыка. Слушание музыки. М. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита „Шахерезада”.
Музыка и звуковые эффекты. Работа над песней „Пусть цветет красная калина”
Цель урока: углубить знания учащихся о программную музыку и закрепить на музыкальных произведениях; развивать музыкальную память память и наблюдательность, ладовое чувство; воспитывать интерес к музыке.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: магнитофон, фортепиано, аудио-записи, портрет М. Римского-Корсакова.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Распевки.
Пение минорного звукоряда и 3/5 от ре.
III. Музыка и звуковые эффекты.
Беседа.
Взгляните на слова песни и на нотный текст и постарайтесь понять, как звуки изображают пение соловья? Вот послушайте (наигрываю припев). Этот знак в музыке называется форшлагом и используется он для звукового окраску мелодии.
Давайте просольмізуємо сначала, а потом просольфеджуємо мелодию украинской народной песни „Ой у вишневому саду”.
- Кто желает исполнить песню со словами?
IV. Работа над песней „Пусть цветет красная калина”.
Проработки слов песни, работа над чистотой интонирования, дыханием, дикцией. Желающих опитую на оценку.
V. Слушание музыки.
Вступительная беседа.
Программная музыка - это инструментальная музыка, созданная на определенный сюжет. Этот сюжет излагается в специальной программе. Чаще всего программа определяется в названии произведения: уверпора-фантазия „Ромео и Джульетта” П. Чайковского, увертюра „Эгмонт” Л. Бетховена, концерт ,Доры года” Д. Вивальди, К. Сен-Санс „Карнавал животных”.
Сегодня мы познакомимся с симфонической сюитой „Шахерезада” русского композитора Николая Римского-Корсакова.
- Что такое сюита?
Сюита - циклическая произведение, которое состоит из нескольких завершенных пьес, различных по содержанию и построению.
Сюита „Шахерезада” - это программное произведение, написанное по мотивам сказок „Тысяча и одна ночь”. Она состоит из 4-х частей, объединенных одним поэтическим замыслом.
Здесь композитор предоставил каждому виду инструментов свои темы. Так, тема хитрой Шахерезады всегда звучит у скрипки соло, мелодия будто вьется (напоминает восточный орнамент). Здесь композитор использовал дорийский минор (с большой секстою).
Первая часть называется „Море и Синдбадів корабль”, где главная партия - образ бурного моря и отважного путешественника Синдбада.
2. Слушание фрагмента.
3. Характеристика прослушанного.
- Какими выразительными средствами композитор передал образ бурного моря?
- Какие инструменты звучат, в каком регистре?
- Назовите программные произведения других композиторов.
VI. Итог урока.