8 КЛАСС
II семестр
Тема. Музыка в диалоге с современностью
Урок 19
Тема урока. Синтез музыки с другими видами искусства.С. Прокофьев „Ромео и Джульетта” балет - слушания „Монтекки и Капулетти” и „Танец девушек с лилиями”. Программное содержание музыкальных произведений. Разучивание песни „Дай цветет калина красная” слова и музыка М. Шапошника
Цель урока: углубить знания учащихся о взаимосвязи музыки с другими видами искусства и закрепить на практике; развивать музыкально-ритмический слух и эстетические вкусы; воспитывать интерес к разным видам искусства.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: магнитофон, фортепиано, аудио-записи, нотный текст песни, портрет С. Прокофьева.
Ход урока
I. Организация класса к уроку
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Распевки.
III. Дети, из услышанных на уроках произведений, вы помните, что произведения являются программные и не программные.
Программными называют те, которые написаны по определенным текстом, сюжетом, картиной или наблюдением за окружающим.
В программных произведениях часто применяется такой художественный прием как звукоподражание, т.е. воспроизведение средствами музыки звуков и шумов окружающей среды. Это использовал французский композитор К. Сен Сане в сюите „Карнавал животных”, изображая птиц и животных „Куры и петухи”, „Слоны”, „Антилопы”. Вот послушайте, каким изображен „Лебедь" (наигрываю).
Русский композитор Мусоргский написал симфонию „Картинки с выставки”, украинский композитор В. Косенко „Дождик”, „Юмореску”, „За бабочкой” и т.д.
(Наигрываю отрывки).
- Назовите программные произведения, которые мы слушали на уроках музыки.
IV. Слушание музыки.
1. Беседа.
Програмністю характерна творчество русского композитора Сергея Прокофьева, в произведениях которого оживает история (в кантате „Александр Невский”, опера „Война и мир"), сказки („Золушка", „Гадкий утенок”) и шекспировская трагедия в балете „Ромео и Джульетта”, отрывки из которого мы послушаем.
Из русских композиторов обращался к шекспировской трагедии? (Русский композитор П. Чайковский в увертюре-фантазии „Ромео и Джульетта”.
- Расскажите краткое содержание трагедии. (Рассказ).
Свой балет „Ромео и Джульетта” С. Прокофьев написал в 1935 p., а уже в 1940 г. балет был поставлен на сцене Ленинградского академического театра оперы и балета.
Музыка балета довольно насыщенная и не сразу была понятна слушателям, композитор искал в музыке новых мелодий, новых мелодических оборотов, гармонии. И ему это удалось, музыку Прокофьева узнают по его „почерку”.
2. Слушание фрагментов „Монтекки и Капулетти” - схватка двух враждующих семей и „Танец девушек с лилиями”.
3. Характеристика прослушанного.
- Какое настроение вызывает музыка И фрагмента?
- Чем воспользовался композитор, изображая вражду?
- Что характерно для танца девушек?
V. Разучивание песни „Пусть цветет красная калина”, слова и музыка М. Шапошника.
Пусть цветет калина красная
Слова и музыка М. Шапоишикова
Как враги проклятые нас на кол сажали,
Как живьем жгли, в смоле пекли,
Казаки в ката жизни не просили,
О судьбе Страны думы их были.
Припев:
Пусть живет, пусть живет свободная Украина,
Пусть живут, пусть живут вечно казаки.
Пусть цветет, пусть цветет калина красная,
Пусть сгинут враг на веки.
Кто живет на свете и кто жить будет,
Кто пути казацкие будет еще топтать,
Чтобы была воля, чтобы радовались люди,
Дай Бог не в последний раз эти слова сказать.
Припев:
1. Художественный показ песни.
2. Беседа по прослуханим произведением.
Значение предоставляется калине в этой песне? Почему?
- О чем рассказывается в тексте песни?
- Поддерживает музыка основной смысл слов произведения?
3. Характеристика нотного текста: определение размера, ладу, тональности.
4. Разучивание по фразам по нотным текстом, сольфеджуючи.
Работаю над чистотой интонирования, дыханием, дикцией.
VI. Итог урока.