Уроки Музыки
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки музыки 5-8 классы

8 КЛАСС

 

II семестр

Тема. Музыка в диалоге с современностью

 

Урок 19

Тема урока. Синтез музыки с другими видами искусства.С. Прокофьев „Ромео и Джульетта” балет - слушания „Монтекки и Капулетти” и „Танец девушек с лилиями”. Программное содержание музыкальных произведений. Разучивание песни „Дай цветет калина красная” слова и музыка М. Шапошника

 

Цель урока: углубить знания учащихся о взаимосвязи музыки с другими видами искусства и закрепить на практике; развивать музыкально-ритмический слух и эстетические вкусы; воспитывать интерес к разным видам искусства.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: магнитофон, фортепиано, аудио-записи, нотный текст песни, портрет С. Прокофьева.

Ход урока

I. Организация класса к уроку

1. Музыкальное приветствие.

2. Объявление темы урока.

 

II. Распевки.

 

 

III. Дети, из услышанных на уроках произведений, вы помните, что произведения являются программные и не программные.

Программными называют те, которые написаны по определенным текстом, сюжетом, картиной или наблюдением за окружающим.

В программных произведениях часто применяется такой художественный прием как звукоподражание, т.е. воспроизведение средствами музыки звуков и шумов окружающей среды. Это использовал французский композитор К. Сен Сане в сюите „Карнавал животных”, изображая птиц и животных „Куры и петухи”, „Слоны”, „Антилопы”. Вот послушайте, каким изображен „Лебедь" (наигрываю).

Русский композитор Мусоргский написал симфонию „Картинки с выставки”, украинский композитор В. Косенко „Дождик”, „Юмореску”, „За бабочкой” и т.д.

(Наигрываю отрывки).

- Назовите программные произведения, которые мы слушали на уроках музыки.

 

IV. Слушание музыки.

1. Беседа.

Програмністю характерна творчество русского композитора Сергея Прокофьева, в произведениях которого оживает история (в кантате „Александр Невский”, опера „Война и мир"), сказки („Золушка", „Гадкий утенок”) и шекспировская трагедия в балете „Ромео и Джульетта”, отрывки из которого мы послушаем.

Из русских композиторов обращался к шекспировской трагедии? (Русский композитор П. Чайковский в увертюре-фантазии „Ромео и Джульетта”.

- Расскажите краткое содержание трагедии. (Рассказ).

Свой балет „Ромео и Джульетта” С. Прокофьев написал в 1935 p., а уже в 1940 г. балет был поставлен на сцене Ленинградского академического театра оперы и балета.

Музыка балета довольно насыщенная и не сразу была понятна слушателям, композитор искал в музыке новых мелодий, новых мелодических оборотов, гармонии. И ему это удалось, музыку Прокофьева узнают по его „почерку”.

2. Слушание фрагментов „Монтекки и Капулетти” - схватка двух враждующих семей и „Танец девушек с лилиями”.

3. Характеристика прослушанного.

- Какое настроение вызывает музыка И фрагмента?

- Чем воспользовался композитор, изображая вражду?

- Что характерно для танца девушек?

 

V. Разучивание песни „Пусть цветет красная калина”, слова и музыка М. Шапошника.

 

Пусть цветет калина красная

Слова и музыка М. Шапоишикова

 

 

Как враги проклятые нас на кол сажали,

Как живьем жгли, в смоле пекли,

Казаки в ката жизни не просили,

О судьбе Страны думы их были.

 

Припев:

Пусть живет, пусть живет свободная Украина,

Пусть живут, пусть живут вечно казаки.

Пусть цветет, пусть цветет калина красная,

Пусть сгинут враг на веки.

 

Кто живет на свете и кто жить будет,

Кто пути казацкие будет еще топтать,

Чтобы была воля, чтобы радовались люди,

Дай Бог не в последний раз эти слова сказать.

 

Припев:

 

1. Художественный показ песни.

2. Беседа по прослуханим произведением.

Значение предоставляется калине в этой песне? Почему?

- О чем рассказывается в тексте песни?

- Поддерживает музыка основной смысл слов произведения?

3. Характеристика нотного текста: определение размера, ладу, тональности.

4. Разучивание по фразам по нотным текстом, сольфеджуючи.

Работаю над чистотой интонирования, дыханием, дикцией.

 

VI. Итог урока.