Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия посбіник

Тема 10. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

 

§ 1. Философия культуры среди разделов философии

Культура как информационно-программная составляющая жизни общества

 

Как форма выделения человека из природы, олицетворяет выход за пределы природной детерминации в свободу и творчество, в укрощение чисто природных инстинктов (воспитанность), в состояние нравственности, культура накапливает информацию, которая программирует общественный прогресс. Эта информация или опыт частично может осознаваться людьми, но чаще она функционирует как общественное подсознательное. Ее передачи следующим поколениям возможно только благодаря ее закреплению в знаковых систе-мах. Учитывая это обстоятельство, культуру можно интерпретировать как текст, применяя к ее осмыслению процедуры рефлексии, понимания (герменевтики), сравнения, структурного и лингвистического анализа.

«Вторая природа» является системой знаков, своеобразным языком, в которой закрепляется опыт. Скажем, предметы материальной культуры просто не могут протиставлятись чисто духовным артефакты. Различение «двух» культур теряет смысл, если принять во внимание, что те самые материальные орудия труда вне своей предметностью имеют значительно более глубокие духовные наслоения. Для первобытного человека микроскоп - это вещь, которой можно разбивать орехи, или, в лучшем случае, забивать гвозди. Для современной - это еще и оптическая теория, знания об объектах, наблюдаемые с микроскопом, методы его использования.

Предметы материальной культуры выполняют двойную роль. С одной стороны, они служат практическим целям, с другой - являются средствами хранения и трансляции общественно-значимой информации. Только в своей второй функции они являются феноменами культуры.

 

Программы деятельности, поведения и общения, представленные ба-гатоманітністю культурных феноменов, имеют сложную иерархическую структуру. Назовем главные уровне программ, закрепленных в феноменах культурной среды.

Первый - реликтовые программы - остатки древних культур, которые продолжают жить и влиять на людей. В нашем поведении мы, не задумываясь, следуем многочисленные мифологемы, пересуды, стереотипы. Мы имеем в себе программы поведения, которые сложились еще в доисторические эпохи и потеряли ценность для достижения успеха в современных практических действиях. Хотя...

Второй уровень - это программы поведения, деятельности, общения, которые обеспечивают сегодняшнее воспроизводство того или иного типа общества.

Третий уровень закрепленных в культурных феноменах программ - это программы социальной жизни, адресованные в будущее. Здесь находит проявление уникальная функция культуры - генерирования ею проектов будущего на основе внутреннего оперирования знаковыми системами, осуществляется через индивидуальные размышления людей.

Информационно-программная составляющая культуры является системно организованной. Организующей матрицей культурного опыта является мировоззрение. Благодаря мировоззренческим універсаліям, или категориям, культура «пакует» конкретно-исторические представления людей. Таких «пакетов» достаточно много: 1) представление о пространственной локализации (пределы жизненного пространства первобытного остров'янина и современного космополита - жителя Вселенной); 2) представление о временные координаты бытия, определенной культуры и ее носителей; 3) представление о корни и условия воспроизводства культурного бытия; 4) представление о главные опасности - угрозы бытию культуры; 5) представление о хорошо и плохо, достойное и недостойное культурного человека; 6) представление о предметах веры, надежды, любви; 7) представления о направлениях движения культуры, к которым стоит присоединиться и которым нужно противостоять и многое др.

Из материала темы 1 мы знаем, что образовательное, воспитательное, познавательное и трудовое приобщение к культуре совпадает с социализацией личности. Социализация всегда была насилием над индивидом. Это, действительно, «минус» окультуривания. Но представим индивида, который этому «насилию» не подлежал. Да, он будет самобытным, но только в своем невежестве. Он может отрицать общественные воздействия на него, но его собственные контрвпливи также будут заперечуватись. Потому что в обществе принимаются лишь те новации, те влияния, которые обеспечены наследственным и потомственным связью с предыдущими. А почвой преемственности между существующими традициями и самобытными новациями, свободными от простоватого невежества, всегда была окультуреність настоящего новатора. Поэтому надо пройти и через давление культурной социализации, чтобы достойно отрицать авторитеты прошлого.