Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

РАЗДЕЛ V

РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА

 

ТЕМА 23

ПРОИЗВОДСТВО, КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ УСЛУГ

 

23.2. Качество продукции (услуг) как экономическая категория

 

Качество продукции - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Качество определяется мерой соотношение товаров, работ, услуг условиям и требованиям стандартов, договоров, контрактов, запросов потребителей. Принято различать качество продукции, работы, труда, материалов, товаров, услуг.

Качество продукции - это экономическая категория, потому что она принадлежит к числу важнейших понятий экономической науки, которая отражает существенные стороны экономических явлений и процессов. Это связано с тем, что в современном мире деятельность любого предприятия, его непоколебимое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с двумя показателями - уровнем цены и уровнем качества продукции. Качество продукции в этом случае занимает первое место. Если предприятие меняет цену на товары, конкуренты, узнав об этом, сразу могут принять соответствующие действия. Иная ситуация возникнет в том случае, когда предприятие меняет качество своего товара воспринимается покупателем как его улучшение. Быстро узнают об этом и конкуренты, но они не могут сразу принять соответствующих мер, как это происходило при изменении цены. Те товары, которые они производят и которые имеют в запасе, сейчас имеют худшее качество по сравнению с продукцией предприятия, которое улучшило свой товар. Логичный ответный ход - улучшение качества своих товаров - обычно является процессом длительным, потому что сначала требуется усовершенствовать технологию, закупить новое оборудование и т. п. Продолжительность этого периода еще более возрастает, если производство продукции нового качества требует наличия особого " ноу-хау " у работников и новых производственных мощностей, которыми конкурент владеет. Таким образом, предприятие улучшило качество своей продукции, получает значительное преимущество во времени, которое оно может использовать для расширения своей доли на рынке, завоевания новых групп покупателей и осложнения возвращение на рынок конкурента.

Понятие «качество» в экономической литературе определяется как степень соответствия изделия установленным стандартам и техническим условиям, позволяют удовлетворить конкретную потребность в расходах, то есть качество отражает способность изделия выполнять заданную функцию. Качество как экономическая категория - это общественная оценка, характеризующая степень удовлетворения потребностей в конкретных условиях потребления той совокупности свойств, которые явно выражены или потенциально заложены в товаре. Качество товара обеспечивается на всех этапах его создание: изучение требований потребителя, проектирования, производства, эксплуатации.

Качество продукции не ограничивается только одним свойством, это совокупность свойств. Свойства продукции количественно выражаются показателями качества.

Общепризнанна классификация десяти групп свойств и соответственно показателей приведены далее.

Показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливают область ее использование.

Показатели надежности - безотказность, сохранность, ремонтопригодность, а также долговечность изделия. Для некоторых изделий, связанных с безопасностью человека, безотказность может быть основным, а иногда и единственным показателем надежности. Сохранение играет важную роль для пищевой промышленности. Ремонтопригодность определяет такие показатели: средняя стоимость технического обслуживания, вероятность выполнения ремонта в заданное время. Долговечность определяется размером затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии.

Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений по обеспечение высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции.

Показатели стандартизации и унификации - это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем меньше оригинальных деталей, тем лучше как для изготовителя продукции, так и для потребителя.

Эргономические показатели отражают взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, которые проявляются при пользовании изделием. Это могут быть усилия, необходимые для управления трактором, расположение ручки у холодильника, кондиционер в кабине башенного крана или местонахождение руля у велосипеда, освещенность, температура, влажность и т. п.

Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия.

Показатели транспортабельности выражают приспособленность продукции к транспортировке.

Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором относительно определения конкурентоспособности.

Экологические показатели - это уровень вредных взаимодействий с окружающей средой, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции, например, содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучения при хранении, транспортировке и эксплуатации продукции.

Показатели безопасности характеризуют особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, т.е. обеспечение безопасности при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировке, потреблении продукции.

Совокупность перечисленных показателей формулирует качество продукции. Товар должен быть надежным, эстетичным, хорошо выполнять свои функции, т.е. удовлетворять те потребности, для которых он предназначен. Но, кроме всех этих показателей, большое значение имеет и цена изделия. Именно с ценой связан вопрос экономически оптимального качества, или экономически рациональной качества. Покупатель, приобретя изделия, всегда соотносит цену продукта с набором свойств, которыми он обладает. Кроме цены, важны и эксплуатационные характеристики изделия, потому что они влияют на расходы при эксплуатации и ремонте, но, если товар характеризуется длительным сроком службы, эти затраты вполне сопоставимы с ценой изделия, а в некоторых случаях и существенно преувеличивают цену продажи изделия.

Под экономически оптимальным качеством понимаем соотношение качества и затрат, или цена единицы качества, что можно представить в виде формулы

где Копт - экономически оптимальное качество;

Q - качество изделия;

С - затраты на приобретение и эксплуатацию изделия, грн.

Определить знаменатель формулы не сложно, поскольку он включает продажную цену изделия, затраты на эксплуатацию, ремонт и утилизацию изделия. Значительно сложнее определить числитель дроби, т.е. качество, включает различные показатели. Этим занимается целая наука - квалиметрия, которая разработала достаточно обоснованные методы количественной оценки качества, т.е. прирост единицы качества изделия по отношению к гривне расходов.

Итак, качество продукции в условиях современного производства - важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия, поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание. Заниматься качеством должны все - от директора предприятия до конкретного исполнителя рабочей операции. Система управления качеством объединяет все процессы по обеспечения, проектирование и сохранения качества.

Управление качеством - это действия, которые осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции с целью установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.

Сущность любого управления сводится к разработке управленческих решений и последующей реализации и внедрение их в жизнь. При управлении качеством продукции непосредственным объектом управления, как правило, являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они организуются и протекают как на стадии до начала производства, так и на стадиях производства и после производства, то есть на всех стадиях жизненного цикла продукции.

Основной задачей каждого предприятия или организации является качество производимой продукции и предоставляемых услуг. Успешная деятельность предприятия должна обеспечиваться производством продукции и услуг, которые соответствуют международным стандартам:

- отвечают четко определенным потребностям, сфере применения или назначения;

- удовлетворяют требованиям потребителя;

- соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям;

- соответствуют действующему законодательству и другим требованиям общества;

- предлагаются потребителю по конкурентоспособными ценами;

- направлены на получение прибыли.

Управление качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управление качеством продукции представляет собой организационную структуру, которая четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством.

В последнее годы широкое распространение получили стандарты ИСО серии 9000, в которых отражен международный опыт управления качеством продукции на предприятии. Согласно этого документа и выделяется политика в области качества - непосредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции (рис. 23.2).

 

 

Рис. 23.2. Управление качеством продукции

 

Политика в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или долгосрочной цели и включать:

- улучшение экономического состояния предприятия;

- расширение или завоевание новых рынков сбыта;

- достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;

- ориентация на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или отдельных регионов;

- освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;

- улучшение важнейших показателей качества продукции;

- снижение уровня дефицитности продукции, которая производится;

- увеличение сроков гарантии на продукцию;

- развитие сервиса.

Согласно стандартам ИСО жизненный цикл продукции, который в зарубежной литературе обозначается как «петля качества», включает в себя 11 этапов.

С помощью «петли качества» осуществляется взаимосвязь изготовителя с потребителем, со всей системой, которая обеспечивает решение задачи управления качеством продукции.

Наряду с системой управления качеством продукции, важная роль в изучении и реализации программ качества принадлежит кружкам качества (или группам качества). Как свидетельствует зарубежный опыт, кружки качества - это форма демократизации капитала, она создает заинтересованность работающих в качества, изменяет психологический климат на предприятии.

Принципы организации кружков качества:

- добровольность участия;

- стремление к коллективным формам поиска правильных решений, их оперативное рассмотрение, внедрение в производство принятых решений;

- моральное и материальное удовлетворение достигнутыми успехами, стимулирование последствий творческой деятельности;

- поддержка инициативы руководством и общественными организациями на всех уровнях управления предприятием;

- обеспечение гласности и пропаганды их деятельности всеми средствами массовой информации, обобщение и распространение опыта работы.

Кружки качества сначала появились в США, однако существенный импульс этому движению дали японские фирмы, где произошло и качественное и количественное их рост. После этого они охватили страны Европы, Америки и Азии.

Хотя управлению качеством продукции в всех странах уделяется достаточно внимания, в последние годы сформировался новый подход, новая стратегия в управлении качеством. Она характеризуется такими признакам:

- обеспечение качества понимается не как техническая функция, реализуемая каким-то одним подразделением, а как систематический процесс, пронизывающий всю организационную структуру фирмы;

- новому понятию качества должна равняться соответствующая организационная структура предприятия;

- вопросы качества актуальны не только в рамках производственного цикла, но и в процессе разработок, конструирования, маркетинга и обслуживания после продажи;

- качество должно быть ориентировано на удовлетворение потребностей потребителя, а не производителя;

- всеобъемлющее повышение качества достигается только заинтересованным участием всех сотрудников.

Сейчас все в большей степени наблюдается переход к применению научных методов оценки качества продукции, к массовой механизации и автоматизации контроля качества с помощью компьютеров. К ним относятся, прежде всего, методы контроля, не разрушают продукции:

использование изотопов, рентгеноскопии, гамма-лучей, ультразвука, лазерных установок, красящих веществ и т. п. Автомобильные фирмы стали первыми разрабатывать и осваивать автоматические методы измерения и контроля качества.

Контроль качества становится все более важной и в то же время дороже частью производственного процесса. Расходы, связанные с обеспечением высокого уровня качества продукции, учитывая сложность современных технологических процессов, оборудования, а также объем производства, достигли сотни миллионов долларов. Общие затраты на контроль качества составляют в США 8 % стоимости конечного национального продукта.

Отдельные фирмы тратят на эти цели до 12 % всего объема производственных затрат. Затраты на обеспечение качества и безопасности изделий в США составляют значительные суммы. При этом эти расходы ложатся на плечи не только производителей, но и потребителей, затраты которых на ремонт и обслуживание изделий часто превышают первоначально уплаченную за них цену.

Начиная с 70-х годов XX ст., в многих американских фирмах произошло значительное повышение расходов на предупредительные меры, на совершенствование системы управления качеством. Опыт ряда фирм показал, что эти расходы не только быстро окупаются, но и каждый доллар, который вложено в совершенствование этой системы, обеспечивает уменьшение убытков от брака до 10 долларов США.

Зависимость затрат на производство продукции и ее качество показаны графически на рис. 23.3.

Каждому виду продукции соответствует определенный уровень расходов на обеспечение его качества: чем выше качество продукции, тем больше расходы. Для продукции низкого качества затраты могут превысить выручка от продаж. То же самое произойдет, если качество продукции будет слишком высоким.

Фирмы, которые производят продукцию при удовлетворительном (7) и высоком (3) уровне качества, получают одинаковую прибыль. И хотя расходы по обеспечению высокого уровня качества будут выше, а прибыль меньшим, чем в случае выпуска продукции среднего качества (2), фирма будет выше рыночный потенциал, а ее продукция дольше сохранит конкурентоспособность.

 

 

Рис. 23.3. Экономическая эффективность обеспечения качества:

1 - удовлетворительный уровень; 2 - средний уровень; С - высокий уровень; а - уровень продажи; б - уровень затрат

 

Одним из важнейших факторов, обеспечивают качество, рабочие высокой квалификации. При этом учитываются как физические качества (зрение, выносливость, ловкость), так и личные характеристики рабочих (умение ладить с людьми, умение руководить, искусство продавать).

В жестокой конкурентной борьбе, которая происходит между США, Западной Европой и Японией, победу чаще всего приобретают монополии Японии. Основным фактором, позволяющим победить своих американских конкурентов на рынках США и других стран, является качество продукции.

В конце 70-х годов XX ст. Япония стала мировым лидером по качеству таких товаров, как автомобили, телевизоры, сталь, интегральные схемы, копировальная техника, бытовая электроника.

Сущность комплексного управления качеством в Японии, с точки зрения теории, не отличается от американской. Идеи и концепции системного подхода к управлению качеством, которые впервые было выдвинуто в США, в Японии получили реализацию значительно высшей степени. Профессор Токийского университета Исикава Каору выделяет отличительные черты японского подхода» управления качеством, который позволил получить продукцию высокого качества при низких затратах и высокой производительности труда. Этот ученый считает, что 65-95 % ошибок в производстве возникает не по вине рядовых работников, поэтому ответственность за них должен нести руководящий персонал. «До тех пор, пока президент или председатель совета директоров, то есть лица, наделенные всей властью, не возьмут на себя лидерство и инициативу по внедрению комплексной системы управления качеством, подобная попытка обречена на провал», - пишет Исикава.

В Японии ориентируются на контроль процессов, а не продукции. При планировании подготовки производства внимание в основном уделяется отладке технологических процессов как основе обеспечение качества продукции. Поэтому штат контролеров в японских фирмах не превышает 5 % от общего количества работающих, а иногда составляет 1 %, а в американских фирмах - 15 %. Контроль в течение процесса производства осуществляют сами рабочие: тщательно анализируют дефекты, стремятся установить первопричину, чтобы исключить возможность их появления в будущем.

Обучение методам контроля начинается с высшего управленческого уровня и заканчивается рабочими, т.е. организация по принципу «сверху вниз». Исикава считает, что «управление качеством начинается с обучения и заканчивается обучением». В процессе обучения создается высококвалифицированный персонал, с точки зрения владения и практического применение науки управления качеством. Повышение квалификации по управлению качеством продукции на предприятиях Японии работники получают в «кружках качества». Кружок - это группа лиц (6-12 человек), которая создается обязательно на добровольных началах в цехе или на производственном участке, то есть непосредственно на рабочем месте. Кружок официально считается существующим только после того, как он пройдет регистрацию в региональном, отраслевом, а затем в центральном отделе японского союза ученых и инженеров.

Качество продукции в Японии определяется по определенным уровням:

Первый уровень - «соответствие стандарта». Качество продукции оценивается по тому, соответствует ли она требованиям стандарта (или другого документа на производство продукции: техническим условиям, договорам и т. п.).

Второй уровень - «соответствие использованию». Продукт должен удовлетворять не только обязательным требованиям стандарта, но и эксплуатационным требованиям для того, чтобы пользоваться спросом на рынке.

Третий уровень - «соответствие фактическим требованиям рынка». В идеальном варианте это означает выполнение требований покупателей относительно высокого качества и низкой цены товара.

Четвертый уровень - «соответствие латентным (скрытым) потребностям». Покупатели отдают предпочтение товарам, которые в приложение к других потребительских свойств имеют возможность удовлетворять потребности, которые у потребителей имеют неявный характер.

Такой же путь, как в Японии, но с некоторым опозданием во времени, проходят другие развитые страны с рыночной экономикой. В условиях конкурентной среды производители в своей деятельности не могут ни выполнять требования относительно повышения уровня качества. Подобную эволюцию качества должны пройти по мере становления цивилизованного рынка украинские производители и потребители.

Согласно определению международной организации стандартизации (ИСО), которое поддерживают специалисты многих стран, включая Украину, качество - это совокупность свойств и характеристик продукта, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные потребности или потребности, которые предусматриваются. Будучи продуктом труда, качество товара - категория, неразрывно связанная как со стоимостью, так и с потребительной стоимостью.

Конкурентоспособность товаров - это способность товаров отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей по сравнению с другими аналогичными товарами, представленными на рынке. Конкурентоспособность определяется, с одной стороны, качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами, а с другой - ценами, установленными продавцом товаров. Кроме того, на конкурентоспособность влияет мода, сервис во время продажи и после него, реклама, имидж производителя, ситуация на рынке, колебания спроса.

Иначе говоря, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущества этого товара по сравнению с другими предложениями конкурирующих товаров-аналогов. Поскольку за товарами стоят их изготовители, то можно с уверенностью говорить о конкурентоспособности соответствующих предприятий, объединений, фирм, а также стран, в которых они базируются.

В условиях перехода Украины к открытой рыночной экономике борьба за потребителя на внутреннем и внешнем рынках требует создания и производства действительно конкурентоспособных товаров. В связи с этим возникает проблема поиска экономически рациональных уровней конкурентоспособности товаров и затрат на их достижение.

Сегодня в Украине (в условиях дефицитной экономики) потребитель довольствуется лишь тем, к чему он имеет доступ. Требования по качеству резко снижены. «Естественный» регулятор и критерий оценки качества - спрос и приоритет покупателей - прекращают «работать», влиять на производство, имея целью поддержания минимально нужного качества для реализации продукции. Качество требует значительных усилий и затрат по своевременному обновление технической базы производства и его объектов. Но если продукция, изготовлена как-нибудь, все же раскупается, у производителя исчезает стимул делать, «лишние» усилия.

В условиях конкурентного рынка деятельность любой хозяйственной единицы обязательно подлежит двойном контроля. Внешний контроль проводится конкурентами, но не непосредственно, а за качественные результаты рыночной деятельности. Объективную оценку этой деятельности дают в конце концов покупатели (потребители). Конкуренция - самый эффективный и самый дешевый метод экономического контроля, который не имеет себе равных. Такого рода контроль стоит обществу минимальных затрат, он не только создает условия для обеспечение покупателя товарами необходимого качества, но и способствует выполнению этого у определенный срок. Это важная динамичная сила, которая постоянно подталкивает производителя к сокращению издержек производства и снижение цен, расширение производства и сбыта, борьбу за покупателя, за улучшение качества продукции.

Таким образом, уже сам по себе рыночный фактор служит действенным средством, который заставляет производить товары необходимого уровня качества в определенный срок времени. Но этим не исчерпывается роль конкурентного рынка. Он очень сильно влияет на конкретные экономические, организационно-управленческие и контрольные функции изготовителей, которые направлены на решение проблем качества и конкурентоспособности. Развитие рынка и повышение его требований к товарам, усиление на нем роли покупателей, возрастание роли научно-технического фактора - все это заставляет совершенствовать формы и методы решения проблем качества и конкурентоспособности, механизма управления качеством.

Решение проблемы качества в Украине в новых условиях во многом зависит от создания соответствующей законодательной базы. Ее составляющие элементы, а именно: Закон о защите прав потребителя; Закон о стандартизации и сертификации; Закон о государственном надзоре за стандартами, нормами и правилами; Закон о метрологии, тесно связаны с другими «смежными» законодательными актами (например, Закон «Об охране окружающей среды»).

Разработана Государственная программа Украины по управлению качеством продукции. В ней отражена государственная политика, которая направлена на создание условий, обеспечивающих экономическую заинтересованность товаропроизводителей в изготовлении продукции в ассортименте, который соответствует интересам различных слоев потребителей, а также задачам социально-экономического развития Украины. Подразумевается, что государство, воздействуя на управление качеством, не будет непосредственно вмешиваться в практическую деятельность предприятий.

Особое место в программе управления качеством отведено економічим методам. К ним относятся: государственное регулирование рынка через совершенствование системы налогов и другие финансовые рычаги; содействие развитию конкуренции; внедрение в жизнь положений законодательства о антимонопольную деятельность; создание эффективного механизма правовой защиты украинских потребителей.

Особое внимание в программе уделяется проблеме защиты прав потребителя. Термин «потребитель» применяется для определения отдельных представителей широкой общественности, которые используют потребительские товары, собственность или услуги в личных целях.

Существует тесная взаимосвязь между понятиями конкурентоспособность и качество продукции, конкурентоспособность и технический уровень, но ставить знак равенства между первыми и двумя понятиями другими неправомерно.

В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха товара является конкурентоспособность. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за период его эксплуатации.

Конкурентоспособность продукции- совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности покупателя.

Конкурентоспособным является тот товар, комплекс потребительских и стоимостных характеристик которого определяет его успех на рынке, т.е. способность данного товара быть обменен на деньги в условиях широкого предложения к обмену других конкурирующих товаров-аналогов.

Факторы конкурентоспособности товара содержит в себе как существенные внутренние причины, ее определяющие, так и источники (силы), влияющие на конкурентоспособность товара. Можно выделить различные основания классификации ее факторов (рис. 23.4).

 

 

Рис. 23.4. Классификация факторов, которые влияют на конкурентоспособность товара

 

Все факторы, влияющие на конкурентоспособность, можно разделить на две большие группы: внешние и внутренние.

Внешние факторы - это те, на которые предприятие влиять не может и в своей политике должно воспринимать их как нечто неизменное. К ним относятся:

1. Деятельность государственных властных структур (фискальная и кредитно-денежная политика, законодательство). Например, в зависимости от характера налоговой политики (размеров налоговых ставок) предприятие будет получать высокую прибыль или, наоборот, совсем его не будет получать.

2. Хозяйственная конъюнктура. Она включает конъюнктуру рынков сырьевых и материальных ресурсов, рынков трудовых ресурсов, рынков средств производства, рынков финансовых ресурсов.

3. Развитие родственных и поддерживающих отраслей. Речь идет о развитии новых технологий (ресурсосберегающих, технологий глубокой переработки), новых материалов и источников энергии. Внедрение их в производство повышает научный и производственный потенциал предприятия.

4. Параметры спроса. Они включают рост спроса на товары, производимые предприятием, его стабильность и дают возможность предприятию получать высокую прибыль, а также закрепить свое положение на рынке.

Нестабильный спрос, изменение требований покупателя к качеству продукции предприятия, снижение покупной возможности населения не создают условий для обеспечения определенной конкурентоспособности предприятия.

К внутренним факторам относятся:

1. Деятельность руководства и аппарата управления предприятия (организационная и производственная структуры управления, профессиональный и квалифицированный уровень управляющих кадров и т. д.).

2. Система технологического оснащения. Обновление оборудования и технологий, то есть замена их на более прогрессивные, обеспечивает повышение конкурентоспособности предприятия, усиливает внутреннюю гибкость производства.

3. Сырье, материалы и полуфабрикаты. Качество сырья, комплектность ее переработки и величина отходов серьезно влияют на конкурентоспособность предприятия. Уменьшение выхода готовой продукции из сырья (это особенно характерно для пищевой промышленности), некомплексное ее переработки приводят к увеличению расходов производства, а значит, к уменьшению прибыли, что нельзя расширить производство. Вследствие этого снижается конкурентоспособность. И наоборот, улучшение использования сырья, ее комплексная переработка снижают расходы производства, а значит, повышают конкурентоспособность.

4. Сбыт продукции: его объем и издержки реализации. Этот фактор существенно влияет на повышение конкурентоспособности предприятия можно достичь неплохих результатов в производстве, выпуская продукцию высшего качества и относительно невысокой себестоимости, но все будет сведено на нет из-за непродуманной сбытовую политику. Поэтому предприятие старается осуществить эффективный сбыт за счет продажи продукции, необходимой рынку, стимулирование увеличения объемов продаж, завоевывая новые рынки сбыта. Все это делается, с одной стороны, на основе формирование «своего» покупателя, проведения эффективной ціпової политики и т. п., а с другой - путем эффективного обеспечения сырьем, необходимыми материалами и оборудованием по доступным ценам.

Конкурентоспособность - это соответствие товара запросам рынка за техническими, экономическими, эстетическими и другими требованиями. Она может быть определена отношением полезного эффекта к суммарных затрат, которые включают затраты на приобретение и эксплуатацию (потребление товара), т.е. к цене потребления. Оптимальные условия конкурентоспособности товара (К) можно представить как выражение

где К - конкурентоспособность;

Ек - полезный эффект;

Цсп - цена потребления.

Из этой формулы получается, что на рынке наибольшим успехом будет пользоваться не тот товар, за который производитель (или реализатор) запросит минимальную цену, а тот, который требует минимальных затрат в процессе потребления (эксплуатации), поскольку эти расходы могут быть значительно большими за цену продажи.

Критерий конкурентоспособности - это качественная и (или) количественная характеристика продукции, служащая основой для оценки ее конкурентоспособности. Конкурентоспособность товара - это, прежде всего, степень соответствия его характеристик требованиям рынка, который определяется всегда конкретно за определенным товаром (или группой товаров) на определенном рынка для определенной целевой аудитории (сегмента потребителей). Для определения степени этого соответствия используют единичные и групповые параметрические индексы.

Единичный критерий конкурентоспособности относится к одной из простых характеристик, определяют конкурентоспособность.

Для расчета единичных параметрических индексов применяют формулу

где Ии - единичный индекс, рассчитанный по i-м параметром;

Ги- 1-й параметр оцениваемого товара;

Г100 - аналогичный параметр базового образца сравнения.

Как базовый образец может выступать реальный товар, что больше всего удовлетворяет потребности, или гипотетический товар, который удовлетворяет потребности полностью (на 100 %).

Групповой критерий конкурентоспособности - это комплексный критерий, который относится к группе характеристик, определяющих конкурентоспособность товара с одной или другой стороны. Примеры группового критерия:

- уровень качества;

- имидж;

- уровень новизны;

- цена потребления;

- информативность товара.

Для расчета групповых параметрических индексов применяют формулу

где Игр - групповой индекс потребительских или экономических параметров;

Ьи - удельный вес i-ого параметра;

n - количество параметров.

Интегральный показатель конкурентоспособности (КIНТ) рассчитывается по формуле

где Игр.сп - групповой параметрический индекс потребительских параметров продукции;

Игр.ек - групповой параметрический индекс экономических параметров.

Приведенный метод расчета конкурентоспособности с помощью параметрических индексов называется комплексным.

Кроме этого, могут применяться дифференцированный и смешанный методы оценки конкурентоспособности товара.