Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

РАЗДЕЛ V

РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА

 

ТЕМА 23

ПРОИЗВОДСТВО, КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ УСЛУГ

 

 

Ключевые термины и понятия

 

• Экономические ресурсы • Надежность

• Средства производства • Унификация

• Средства • Экономически оптимальная

• Труд качество

• Услуга • Управление качеством

• Прибыль • Конкурентоспособность

• Качество продукции товаров

• Система стандартизации

• Сертификация продукции

 

23.1. Продукция, ее классификация и измерители объема

 

Производственно-экономической деятельности, независимо от ее вида, присущи универсальные признаки, общие свойства - это постоянное преобразование некоторых видов экономических ресурсов на определенный экономический продукт.

Из повседневной жизни хорошо известно, что, загружая в мясорубку мясо, хлеб, лук, мы в конце получаем готовый фарш, а сжигая дрова, получаем тепло. Экономика действует аналогичным образом: к ней подаются экономические ресурсы, в результате преобразования которых возникает экономический продукт. Наиболее общая схема действия производственной экономики в упрощенной форме выглядит так, как показано на рис. 23.1.

Что же такое экономические ресурсы и экономический продукт?

К экономическим ресурсам относятся такие:

а) труд в виде осознанной деятельности лиц, которая направлена на создание необходимого им или другим лицам продукта;

б) природные ресурсы: земля (в виде глины), вода, воздух, полезные ископаемые, растительный и животный мир, природные энергетические источники, которые применяются человечеством в хозяйственном обращения;

в) средства производства в виде основных и оборотных средств, которые используются в хозяйственной деятельности;

г) средства, на которые и с помощью которых покупаются, привлекаются материально-вещественные и трудовые ресурсы;

г) информационные ресурсы в виде научной, научно-технической, проектно-конструкторской, технологической, статистической, управленческой информации и других видов духовно-интеллектуальных ценностей, необходимых для создания экономического продукта и которые используются в процессе его создания.

 

 

Рис. 23.1. Схема действия производственно-экономической системы

 

В экономической практике все виды материально-вещественных ресурсов, используемых в экономике, очень часто называются материальными ресурсами. Экономические ресурсы подразделяются на воспроизведены и невідтворені. Воспроизведены - это такие ресурсы, которые человек может восстановить, а невідтворені - это те, которые практически невозможно воспроизвести вновь. К невідтворених ресурсов относят земельные угодья, воздух, полезные ископаемые, фауну, время.

Материальные и денежные ресурсы, которые предназначено для экономической деятельности, имеют название капитала. Под словом «капитал» понимаем два вида ресурсов: физический капитал (средства производства) и выделенный на его приобретение денежный капитал. Некоторые авторы относят к капитала лишь основные средства производства, основной капитал. Однако и оборотные средства называют в экономике оборотным капиталом.

Средства, вкладываемые в экономику, экономические объекты и проекты, предназначенные для обеспечения производства экономическими ресурсами в будущем, имеют название капиталовложения или инвестиции. Таким образом, инвестиции - это экономические ресурсы для будущего, денежные и материальные вложения непосредственно в производство, в недвижимость, в ценные бумаги, которые приносят результаты в будущем.

Экономические ресурсы иногда отождествляют с факторами производства. Иначе говоря, такое отождествление не полностью корректное. Ресурсы - это то, что поступает в экономику, питает ее, а факторы - это то, что задействовано в производственно-экономических процессах, используется в них. Согласно схемы (см. рис. 23.1), ресурсы - это поток, который входит в экономику, тогда как факторы - это элементы, которые находятся в преобразовании ресурсов, в процессоре. Факторы - это параметры, которые определяют характер и результаты протекания экономических процессов, определяющих количество и качество создаваемого, произведенного экономического продукта. Факторы являются не столько производственными ресурсами, сколько производственным потенциалом экономики. Факторы можно рассматривать как причины, а экономический продукт - как следствие экономического производственного процесса.

Традиционно к факторам производства относят триаду: землю, труд

и капитал. В западной экономической литературе к числу факторов производства некоторые авторы включают предпринимательскую способность (активность). Недостаточность этого фактора в украинской экономике переходного периода - одна из причин ее отставания от мирового уровня.

Экономическим продуктом будем называть все то, что производится, создается, используется в экономике. Экономический продукт - это результат человеческого труда, хозяйственной деятельности, представленный в материально-вещественной форме (материальный продукт), в духовной, информационной форме (интеллектуальный продукт) либо в виде выполненных работ и услуг.

Экономический продукт можно классифицировать, то есть разделять по группам в зависимости от общих признаков.

Продукцией обычно называют продукт производства в вещественной или информационной форме, чаще всего в предметном виде, количественно измеряемый в натуральном и денежном выражении. Часто разделяют продукцию на продукцию производственного назначения и продукцию личного, семейного, общественного потребления. Продукцией можно называть какой угодно результат, полученный в конце его изготовления.

Товарами в узком смысле слова называют объекты купли и продажи, то есть экономический продукт, который после своего создания подлежит продаже или предназначен для продажи. Таким образом, товаром считается какой угодно экономический продукт, поступающий после изготовления к рынку. Однако в широком смысле товар - это все то, что может удовлетворить потребность и предлагается на рынке с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это может быть все, чем пользуются люди, не уточняя при этом, что эти предметы приобретены или проданы за денежные средства.

Работами в экономике называют виды деятельности, в которых сам процесс выполнения работы считается главным результатом деятельности и подлежит оплате в зависимости от объема работ, продолжительности их выполнения (например, строительные, монтажные, земляные, ремонтные работы). Выполненная работа - это своеобразный вид экономического продукта, результат производства.

Услуги - это один из наиболее распространенных видов работ, экономической деятельности, результатом которой является изменение качества уже существующих изготовленных вещей. Другими словами, услуги - это виды деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый материально-вещественный продукт, который ранее не существовал, но изменяется качество уже существующего, созданного продукта. Это блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности. Таким образом, само оказание услуг создает желаемый результат.

К услугам относят бытовое, коммунальное, транспортное обслуживание, обучение, лечение, культурно-воспитательную работу, уход за детьми и пожилыми людьми. Вместе с тем, отдельные виды услуг, в частности информационные, представляют собой по сути произведен или передан с рук пользователя, или передан ему специфический экономический продукт в виде сведений, данных, информации об объектах и процессах, установление контактов.

Все указанные выше формы и виды экономического продукта можно разделить на два класса: промежуточный продукт, который подлежит дальнейшим производственным преобразованиям и используется как производственный ресурс, и конечный продукт, который поступает в сферу своего конечного использования, применения по конечным назначением. При всей важности и распространенности такого распределения необходимо иметь в виду определенную условность. Так, выращенные томаты - это промежуточный продукт для изготовления томатной пасты и конечный - при непосредственном потреблении в виде продукта питания.

Главный смысл конечной стратегии предприятия сводится к приспособлению своего производства к потребностям покупателей. Это означает, что нужно определить номенклатуру продукции, которая производится, абсолютно точно, оптимизировать ее состав, соотношение, объемы с целью получение максимальной прибыли. Под номенклатурой продукции понимаем систематизированный перечень названий, материалов, товаров, которые производятся и продаются, и услуги. В снабженческо-сбытовой деятельности часто используется термин «ассортимент». Он означает состав, разновидности, комплект видов продукции, товаров, услуг, изготавливаемых в производстве или находящихся в продажи. Например, в магазине представлен широкий ассортимент обуви или завод производит широкий ассортимент проката. Поэтому договорные обязательства по поставкам каждое предприятие обязано выполнять не в целом (в штуках, тоннах, метрах или гривнах), а в ассортименте.

Для измерения уровней, темпов и рост объемов производства в статистике используются следующие определения: валовая, товарная, чистая и реализованная продукция.

Валовая продукция - это показатель советской статистики. Он характеризовал рассчитанный в денежном выражении суммарный объем продукции, которую было произведено в определенной отрасли промышленности. Валовая продукция охватывает как конечную, т.е. завершенную, так и промежуточную, т.е. незавершенную продукцию, которая включает комплектующие изделия, полуфабрикаты, продукцию, производство которой только начато.

В результате при исчислении валовой продукции в масштабе отрасли возникает «повторный счет» (двойной счет), потому что промежуточная продукция исчисляется и самостоятельно, и в составе той продукции, в которую она входит как самостоятельная часть. Например, колеса для автомобиля исчисляются как валовая продукция завода по изготовлению колес, но входят также и к валовой продукции автомобильного завода.

Сумма валового продукта отражает экономический оборот в народном хозяйстве, и на практике она используется в роли стоимости совокупного общественного продукта. Но по своей сути она не может ее выражать том, что она включает сумму повторного счета, которая составляет почти 40 %.

Вторым измерителем объема производства является товарная продукция. Она представляет собой объем всей произведенной предприятием за определенный промежуток времени (как правило, за год) конечной продукции в денежном выражении.

Третьим измерителем количества производимой продукции является чистая продукция. Это показатель объема производства предприятия в денежном выражении за определенный период времени, характеризующий стоимость вновь созданного продукта. Чистая продукция определяется либо как валовая продукция за вычетом материальных затрат и амортизационных отчислений, либо как сумма заработной платы, которая потрачена на создание продукции, и прибыли предприятия от продажи произведенных товаров. Иначе говоря, это аналог национального дохода на уровне предприятия.

Четвертым измерителем количества проданного предприятием товара является реализованная продукция. Она определяет объем продукции, которая продана предприятием за определенный период и за которую уплачено покупателем, в денежном эквиваленте.

В условиях рынка товарная продукция применяется для расчета, а валовая, несмотря на непопулярность слова, как правило, не упоминается вовсе.

Поэтому необходимо отметить, что валовая, товарная и реализованная продукция - это родные сестры разного возраста. Между ними нет принципиальных различий: они включают в свой состав не только живу труд, но и труд в прошлом, а также сумму повторного счета. Понятно, что пока существуют товарно-денежные отношения, эти показатели не только необходимые, а и незаменимы для соответствующих целей. Но по своей сути они непригодны для измерение экономического роста и оценки работы предприятия. Они не отражают реальных результатов деятельности предприятия, не стимулируют производственные коллективы к экономии материальных ресурсов.

С целью объективного измерения взноса предприятия по созданию национального дохода государства, динамики производительности труда и формирования фонда заработной платы, а также по повышение заинтересованности трудовых коллективов в экономии материальных ресурсов произошел переход с 1989 года до обсчета чистой продукции как на уровне предприятий, так и их объединений. Переход к использованию показателя чистой продукции повлек существенные изменения в системе ценообразования, бухгалтерского и статистического учета.

Применение показателя чистой продукции дает возможность более правильно отразить вклад отдельных отраслей в общих результатов работы промышленности. При оценке по этому показателю отраслевая структура промышленности существенно видоизменяется, поэтому показатель «чистая продукция» используется в отраслях химико-лесного комплекса, машиностроения, промышленности, строительных материалов и т.д.

При решении вопроса о использование показателя чистой продукции необходимо учитывать специфику отдельных отраслей. В частности, в добывающих отраслях с целью измерения производительности труда не стоит использовать чистую продукцию. В этих отраслях низкая доля и незначительный повторный счет материальных затрат, поэтому здесь следует использовать натуральные единицы измерения продукции, на базе которых можно построить эффективную систему стимулирования труда.