Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

ДЮРКГЕЙМ (DURKHEIM) Эмиль (15,04 .1858, м. Епіналь - 13.11.1917, Париж) - франц. социолог, философ. Получил образование в колледже м.Епіналь, Высшей нормальной школе (1879 - 1882), по окончании которой преподает философию В1885 -1886 гг. работает в Германии, где знакомится с В. Вундгом. В 1887 г. назначается проф. педагогики и социологии на филол ф-те ун-та г. бордо, где начинает читать первый в франц. ун тах курс социологии. В 1893 г. защищает докт. дис. "О разделении общественного труда", в 1896 г. на базе курса социологии создается соответствующая кафедра; учреждает журнал. У1902 г. принимает приглашение в Сорбонну для чтения курсов социологии и педагогики на кафедре педагогики, которая в 1913 г. получает название: кафедра социологии Сорбонны. Наук, наследие Д. - около 200 работ.

Последователь и продолжатель позитивист, контівської традиции, Д. утверждает принцип эмпирической обоснованности, точности и доказательности теорет, положений социологии как самостоятельной науки. Теорет.-методол. концепция Д. получила название "соціологізму" (соціол .. реализм), в рамках которой социальное явление или общество определяется как своеобразная реальность, которая отличная от простой суммы индивидов, составляющих общество; закономерности присущи, обществу, таким образом, отличные и не могут быть выведены из закономерностей индивидуального сознания (психики), то есть невозможно объяснить социальные факты (процессы), исходя только из анализа индивидуального сознания. Отсюда Д. формулирует фундаментальное кредо своего соціол. метода: объяснить любой социальный феномен можно только с помощью другого социального феномена. Это основной тезис соціологізму Д. обосновывает во всех своих важнейших работах ("О разделении общественного труда", 1893; "Метод социологии", 1895; "Самоубийство", 1897; "Элементарные формы религиозной жизни", 1912 и др.).

Социология, по Д., занимается исследованием преимущественно социальных фактов, которые следует изучать как вещи; отличительный признак их в принудительном воздействии на индивида, их нельзя сводить к экон., психических, физ. или др. факторов реальности, им присущи объективность существования (независимость от индивида) и способность оказывать на индивида давление (принудительная сила). Принудительное воздействие социальных фактов осуществляет регуляцию индивида в обществе, поэтому поведение личности определяется не индивидуальными причинами, а совокупностью социальных фактов, которые толкают человека на те или иные поступки. Обществу, таким образом, присущи черты физ. и морального превосходства по отношению к индивидам, то есть индивид, считает. Д , возникает из общества, а не наоборот. Признавая независимое от отдельного субъекта существования социальных фактов, Д. настаивал на необходимости исследовать их объективными методами, что означало следование принципам естественных ("положительных") наук. Социальные факты Д. разделяет на морфологические, составляющие в совокупности "материальный субстрат" общества, и духовные, нематериальные ("коллективные представления", составляющие в совокупности коллективное сознание). Согласно своего восприятия, что занимает промежуточное положение между индивидуализмом и коллективизмом, Д. считает коллективными представлениями также законы и формы мышления.

Сквозная тема интеллектуального поиска Д. изложена в его основных трудах Это тема сусп. консенсуса, обоснование идеи сусп.. солидарности Анализируя взаимоотношения индивида и коллектива, Д. различает механическую и органическую солидарность. Первая имеет место в примитивных (архаических) обществах, связывающий элемент в шейх религия (тотемизм как религия родового общества). Рост численности населения обусловливает большую специализацию занятий. Общество с механического постепенно превращается в органическое (современное), которое обязано своим существованием уже не одинаковости мировосприятия, а необходимость, которая заставляет различные социальные группы к взаимному выполнению тех или иных функций.

Количество и плотность населения обществ стимулируют прогресс, дают толчок разделения труда. Чем больше сближаются отдельные функции, тем больше между ними точек соприкосновения и соответственно случаев соприкосновения. Возникает борьба (конфликты), в которой слабые погибают или трансформируются. Единственно возможной формой трансформации является новая специализация. Таким образом, разделение труда, с одной стороны, связывает общество, а с другой - дифференцирует его, разрушая общность мировоззрения, целей и т.д. Разделение труда в то же время утверждает права личности, которая получает большую независимость от окружающей среды, а это Д. считает самым важным из всех человеческих прав и важнейшим условием нравственности.

Изменение механической солидарности примитивных обществ органической, присущей современным дифференцированным обществам, не может получить объяснение с т. з. индивидуального сознания. Невозможно также с этой стороны понять сущность правовых и моральных норм любого общества. Это же касается и такого социального явления, как самоубийство; его вариации предопределяют, доказывает Д., только социальные причины, в частности ослабление социальных связей (аномия), которые объединяют индивида с др. членами общества. Раскрывая сущность и происхождение религии, Д. также указывает, что она является продуктом коллективного творчества, которая спонтанно возникает из самого факта взаимоотношений индивидов.

Д. оказал значительное влияние на развитие социальных наук во Франции; он является основателем франц. соціол. школы, которая продолжала функционировать и после его смерти; концепции Д. стали основой структурного функционализма, разрабатываемого в дальнейшем Т.Парсонсом, Р.Мертоном и др. социологами XX в.

Тв: Метод социологии. К.-Харьков, 1899; О разделении общественного труда. Одесса, 1909; Самоубийство.Социологический этюд. М., 1914.