ЭГАЛИТАРИЗМ - принцип организации социальных отношений в государстве, стране, обществе на началах равного экон., прежде всего имущественного состояния граждан. Такое положение, по мнению сторонников Е., достигается благодаря равенству в распределении совокупного богатства и прибыли. Егалітарні принципы построения социальных отношений и организации сусп. жизни по-разному толковались в тех или иных системах идеологии, політол. и соціол. учениях. Утопический и вульгарный социализм (коммунизм) в разные времена истории рассматривал эти принципы как такие, что требовали уравнительных отношений, абсолютного имущественного равенства граждан, которая должна быть внедренной или путем равного распределения земли, средств в-ва между всеми членами общества или определенного сообщества (дрібнобурж. социализм), или путем совместного владения средствами в-ва и получения ровной потребительской доли совокупного продукта пользование ("казарменный коммунизм").
Всяческие попытки построения сусп. строя на указанных принципах доказали их полную беспомощность.
Уравнительность не всегда является безосновательной: она может иметь (и имела в истории) смысл в двух случаях. Во-первых, уравнительные отношения в первобытнообщинных образованиях зумовлювались крайне низким состоянием в-ва, его производительных сил, отсутствием необходимого продукта, по которым сообщество могло существовать лишь на уравнительных началах. Во-вторых, такие отношения могут сложиться в крит., мобилизационных ситуациях, когда возникает острая проблема спасения общества, страны путем уравнительного распределения потребительского продукта (во время войны, катастрофических последствий разрушительных природных или социальных явлений и др.).
Е. нельзя путать с понятием равенства как такового. Равенство граждан перед законом (равноправие) не является социальным равенством, и когда в свое время, преодолевая феодальные порядки, буржуазные идеологи выдвигали лозунги свободы, равенства и братства, то имелась в виду прежде всего равенство людей перед "естественным законом", право каждого человека на самореализацию, согласно своих способностей и потенций. Аутентичный марксизм никогда не провозглашал идей и не утверждал концепцию абсолютного равенства людей, тем более - облудливої уравниловки. 1. Он акцентировал внимание на том, что равенство как социальная категория означает равное отношение людей к средствам в-ва как к собственности. 2. Считал невозможными отношения социального равенства при социализме как неразвитой фазы коммунист, формации. 3. Усматривал различие между равенством социальных условий существования и развития людей и неравенством их способностями, талантами и возможностями. Искажение этих принципиальных положений при преждевременных или волюнтаристских попытках "введение" социализма, как показал истор. опыт, привело к общ. уравниловки, обезличивание личности, снижение социальной активности.