Урок 124
Тема. Среднее 
арифметическое. Проценты
 
Цель: подготовить 
учащихся к выполнению контрольной работы. 
Тип урока: 
обобщение и систематизация знаний.
Ход урока
I. Разминка
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Устные упражнения
1.  Найдите числа, которых не хватает в цепочке 
вычислений.
2.
Три 
коровы съедают за день 25,6 кг силоса. Сколько силоса нужно для кормления 
коров в течение 10 дней?
3.
Решите 
уравнение: 
1) 4х - 2,6 х = 42;
2) 3,9 х + 4,2 х = 
0,8.
 
II.
Проверка домашнего задания
Вопрос к классу
1.  Как найти масштаб карты, если известно 
расстояние между городами на местности и на карте? Следовательно, масштаб карты № 1091... 
(1: 1 60 000).
2.  Как найти и какой масштаб карты в № 1095? 
(98 км : 4,9 см= 2 000 000, 1 : 2 000 000). Как найти расстояние между городами на 
местности, если расстояние между ними на карте масштабом 1 : 2 000 000 равен 
7,6 см? (7,6 см · 2 000 000 = 15 200 000 см = 152 км).
 
III.  Постановка цели 
урока и повторения знаний
В ходе беседы ученики 
выясняют основные вопросы темы, по которым будет проводиться тематическая контрольная 
работа:
1) среднее 
арифметическое чисел и среднее значение величины;
2) проценты, 
нахождение процентов от числа;
3) нахождения 
числа по его процентам (после чего учащиеся отвечают на вопрос, что 
дописанные в №№ 365,372 и 384 - в рабочих тетрадях).
 
IV.  Систематизация 
знаний и умений
1.
Среднее 
арифметическое и среднее значение величины
Задача 1. Найдите 
среднее арифметическое чисел: 23,4; 18,7; 19,6 и 20,8.
Задача 2. 
Велосипедист ехал 3 часа со скоростью 18 км/ч и 5 ч со скоростью 16 
км/ч. Найдите среднюю скорость велосипедиста на протяжении всего пути.
Задача 3. 
Автомобиль проехал первую часть пути за 2,6 ч со скоростью 78 км/ч., а 
вторую часть - за 3,9 ч. С какой скоростью автомобиль проехал вторую часть 
пути, если средняя скорость в течение всего времени составляла 70,2 км/ч.?
2.
Проценты. 
Задачи на проценты
Задача 4. Найдите:
1) 8% от числа 40;
2) 42% от числа 75;
3) число, если 16% его равны 80;
4) число, если 136% этого числа равны 27,2.
Задача 5. 
Автомобилист доехал из одного города в другой за 3 часа. За первый час он проехал 
30% всего пути, за вторую - 55% пути, что остался, а за третью - остальные 63 км. 
Найдите расстояние между городами. С какой скоростью двигался автомобилист в течение 
часа?
 
V. Итог урока
Задачи на 
дописывание
1.  Расстояние между селами А и В равно 12 км, 
на карте это расстояние соответствует отрезку длиной 12 см. Какой масштаб карты?
2.  Найдите среднее арифметическое (с. а.) чисел, 
заполнив таблицу.
 
 
  | 
   Числа 
   | 
  
   2,4; 5,7 
   | 
  
   0,46; 0,3; 0,8 
   | 
  
   12,3; 40,1; 35,5; 
 60,3 
   | 
 
 
  | 
   с. а. 
   | 
  
     
   | 
  
     
   | 
  
     
   | 
 
 
3.
Упростите 
выражение:
4,7 a + 3,8 + 2,2 a + 1,2 + 10,1а = _____ 37,1 х + 50,5 + 40,9 х + 4,5 = _____
4.
Найдите 
10% числа, которое является средним арифметическим чисел 3,8 и 1,2.
 
VI. Домашнее задание
Домашняя контрольная 
работа (тематическое оценивание № 9 - в рабочих тетрадях).