Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МАТЕМАТИКА
Уроки для 5 класса

Урок 123

Тема. Масштаб

 

Цель: дополнить знания учащихся об алгоритме решения задач на нахождение масштаба карты; отрабатывать навыки решения задач на использование (применение) масштаба; провести диагностику уровня учебных достижений учащихся.

Тип урока: усвоение навыков и умений.

Ход урока

И. Разминка

Устные упражнения

1. Вычислите устно:

1) 0,25 · 2,

2) 57 · 0,1,

3) 0,82 - 0,4,

4) 2,8 + 6,2,

· 0,6,

: 3,

: 0,6,

: 0,1,

+ 3,7,

+ 4,4,

·5,

: 60,

: 10;

: 0,9;

- 2,5;

· 2.

2. В автопарке было 16 микроавтобусов составляет 6% всех машин. Сколько всего машин было в автопарке?

3. Сколько надо взять килограммов воды и сколько килограммов соли, чтобы получить 12 кг 40% раствора?

 

II. Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний

Решения (с одной ошибкой) записаны на доске. Ученикам дано задание: найти ошибку в разрешении. Во время проверки решений ученики повторяют содержание понятия масштаб и алгоритмы решения задач на масштаб, разобранных на предыдущем уроке.

 

III. Усвоение знаний

Беседа. Друзья! Вы уже знаете, что масштаб записывается как доля вида 1:n, где n - число, которое показывает, во сколько раз расстояние на местности больше расстояния на карте (или во сколько раз расстояние на карте меньшая соответствующее расстояние на местности). Прошлого урока мы узнали, как с помощью масштаба, найти расстояние на местности, зная расстояние на карте, и наоборот. А как найти масштаб?

Как ответить на такой вопрос?

В каком масштабе надо выполнить план комнаты, чтобы он уместился на листе тетради?

Если вспомнить содержание понятие масштаба, становится понятным, что надо разделить расстояние на местности на соответствующую расстояние на карте (выразив в одних единицах измерения) - получим число п, тогда запись 1:n и будет масштабу карты.

Пример. Расстояние на местности в 20 м изображено на плане отрезком 2 см. Определить масштаб плана.

Решения. 20 г : 2 см = 2000 см : 2 см = 1000, следовательно, масштаб плана 1 : 1000.

Ответ. 1: 1000.

 

IV. Отработка навыков

Решение упражнений

На уроке учащиеся решают задачи на нахождение масштаба и на применение понятия масштаб повышенного уровня сложности. №№ 1090,1092, 1093, 1094.

 

V. Диагностика усвоения
Тестовые задания

Вариант 1

1. В сколько раз расстояние между городами на местности больше расстояния между городами на карте, если масштаб карты 1: 250 000?

1) в 25 раз;

2) в 250 раз;

3) в 250 000 раз;

4) в 0,25 раз;

5) другой ответ.

2. Расстояние между городами на карте с масштабом 1:1000 000 равна 3,5 см. Какое расстояние между городами на местности?

1) 3,5 км; 2) 35 км; 3) 35 000 000 км; 4) 3 500 000 км; 5) другой ответ.

3. Расстояние между станциями Конотоп и Кролевец составляет 40 км. В каком масштабе надо сделать карту, чтобы на ней это расстояние равнялась 40 см?
1) 1:1000;

2) 1:10000;

3) 1:100000;

4) 1:1000000;

5) другой ответ.

 

Вариант 2

1. В сколько раз расстояние между городами на карте меньше расстояния между городами на местности, если масштаб карты 1: 50 000?

1) В 50 раз;

2) в 500 раз;

3) в 5 раз;

4) в 50 000 раз;

5) другой ответ.

2. Расстояние между городами на местности в 42 км. Которая будет расстояние между этими городами на карте масштабом 1: 300 000?

1) 14см; 2) 140 см; 3) 14км; 4) 0,00014 см; 5) другой ответ.,

3. Расстояние между Киевом и Одессой 489 км. В каком масштабе надо сделать карту, чтобы на ней это расстояние составляло 48,9 км?

1) 1 : 1 000 000; 2) 1 : 100 000; 3) 1: 10 000; 4) 1 : 1000.

 

VI. Итог урока

Проверка и анализ результатов тестовой работы

 

Коды ответов:

№ задачи

1

2

3

 

В. 1

3

2

3

 

В. 2

4

1

1

 

VII. Домашнее задание

п. 36, №№ 1091; 1095, на повторение п. 33, 34, № 365°; 372°; 384° - в рабочих тетрадях.