Уроки Музыки
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки музыки 5-8 классы

8 КЛАСС

 

II семестр

Тема. Музыка в диалоге с современностью

 

Урок 17

Тема урока. Звуковая палитра - средство выражения характерных черт. Д. Верди. Песенка Герцога из оперы "Риголетто" - слушание.

Музыка - слушание - воображение, сольфеджування упражнения. Разучивание песни Г. Катричко "Метель"

         

Цель урока: углубить знания учащихся о средствах музыкальной выразительности, ознакомить с оперой Д. Верди; развивать вокально-хоровые навыки и музыкальную память; воспитывать интерес к опере.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: магнитофон, фортепиано, аудио-запись, портрет Д. Верди.

Ход урока

I. Организация класса к уроку.

1. Музыкальное приветствие.

2. Объявление темы.

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

Любая мелодия состоит из звуков. Следовательно и их размещение, и темп их движения влияет на воображение слушателя. Если звуки в музыке двигаются скачкообразно, то это значит, что и характер той мелодии подвижный. А какие обиды могут возникать в нашем воображении во время слушания такой музыки?

Выполнения упражнения.

 

 

Беседа за вопросами:

- Что вы можете сказать о упражнение?

- Какое расстояние между звуками?

- Что отражает такое движение звуков?

(Это отрывок п’еcи Г. Шумана „ Смелый всадник”).

- Что хотел изобразить композитор?

(Движение лошади, стук его копыт).

- Давайте просольфеджуємо это упражнение. (Настройка в тональности).

 

III. Разучивание песни.

1. Распевки.

2. Художественный показ песни М. Катричка „Метель”.

3. Характеристика нотного текста песни (размер, тональность, движение мелодии).

4. Разучивание песни по фразам, обращаю внимание на чистоту интонирования, дикцию, дыхание.

 

IV. Слушание музыки.

1. Вступительная беседа.

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством итальянского композитора XIX в. Джузеппе Верди.

Дж. Верди родился в 1813 г. в селе Лe Ронколе, в семье мелкого торговца. Как и у всех композиторов, музыкальные способности проявились очень рано, но профессионального образования он не смог получить, потому что вынужден был работать.

Уроки брал частно по композиции, а уже в начале творческого пути у него определился тяга к оперному жанру.

Уже в первых своих произведениях композитор проявил интерес патриотическими сюжетами, в которых контрастность сочеталась с чувствами.

В оперном жанре проявились лучшие черты художника. Одной из наиболее известных опер Дж. Верди-опера „Риголетто”, в основу сюжета которой положена драма французского писателя В. Гюго „Король забавляется”. Композитора привлекла в драме идея противопоставление благородной простого человека, придворного шута-горбуна Риголетто, который переживает личную трагедию, розпуснику Герцогу.

Единственная дочь Риголетто Джильда влюбилась в Герцога. Риголетто, зная несерьезность Герцога, нанимает убийцу, чтобы тот заманил Герцога в свой дом и убил. Джильда все подслушала, переоделась в мужской костюм, чтобы уехать из города, и все еще любя Герцога, она возвращается, чтобы уведомить его об опасности. И Джильда смело входит в дом бандита...

Возвращается Риголетто, убийца выносит ему мешок с телом, а тот должен бросить его в реку. И вдруг слышит веселую песню Герцога, с ужасом открывает мешок и видит в нем Джильду. Джильда умирает на руках обезумевшего отца.

2. Сейчас вы послушаете песню Герцога. (Слушание).

3. Характеристика прослушанного.

- Какая музыкальная драматургия финала произведения?

- Зачем композитор ввел в такой трагический финал веселую песенку Герцога?

- Почему зло в сцене проявилось не в обычной жестокости, а в легкомысленному, беззаботному отношению к жизни.

 

V. Итог урока.