Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия посбіник

Тема 9. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

 

§ 3. Смысл и направленность истории

Новейшая философия в поисках смысла и направленности истории

 

Один из основоположников экзистенциализма немецкий философ Карл Ясперс на основе своей философской концепции попытался истолковать источники и содержание истории. Настоящая философия, по Ясперсом, это процесс философствования, не ограничен ни определенным предметом, ни выбором метода Философия дает человеку ориентиры в мире. Она освещает экзистенцию, т.е. первооснову всего - сущее, и приближает сознание человека, его индивидуальную душу к трансценденции, к надособистісного духа. Приближение к границе потустороннего, где находится сущее, его осознание и есть свобода. Она наступает в пограничной ситуации, например, смерти.

Результат философствования у Ясперса - философская вера, что является продуктом мышления, в то время как религиозная вера основана на откровении.

В работе «Истоки истории и ее цель» Ясперс делает попытку осмыслить мировой исторический процесс с позиции своей философской концепции, прежде всего философской веры. Для него историческое бытие человечества - единое целое, будто вращается вокруг непрерывного времени.

Для того, чтобы передать мысль о единстве исторического процесса, он выводит понятие «осевого времени». Это время начался, по мнению философа, с момента появления на Земле человека современного типа, становление которой в духовном смысле происходило между 800 и 200 гг. до н.э.

 

«Ось мировой истории, - отмечает Ясперс, - если она вообще существует, может быть обнаружена только эмпирически, как факт, значимый для всех людей, в том числе и для христиан. Эту ось следует искать там, где возникли предпосылки, которые позволили человеку стать такой, какой она есть: где с поразительной плодотворностью шло такое формирование человеческого бытия, не-зависимо от определенного религиозного содержания, могло стать настолько убедительным - если не своей эмпирической неспростовністю, то, во всяком случае, некоторой эмпирической основой для Запада, для Азии, для всех людей вообще, - что тем самым для всех народов были бы найдены общие рамки понимания их исторической значимости».

Истоки и цель истории в учении Ясперса сочетаются. Истоки - в «сознании человека», а цель - в «вечном царстве душ». История это процесс между истоками и целью. «Осевое время, - утверждает философ, - служит ферментом, связывающим человечество в рамках единой философии». Народы разделяются по своему отношению к «большого прорыва осевого времени».

Осевые народы - это китайцы, индийцы, иранцы, иудеи и греки, другие - народы, не знавшие прорыва. Осевое время - промежуточная фаза между двумя эпохами великих империй. С эпохи осевого времени до наших дней прошло два тысячелетия. История человечества продвигается к новому «осевому времени», что породит настоящую историю единого человечества и приведет к торжеству свободы.

Ясперс ставит вопрос о единстве немінливої сущности человека (единство высшего порядка), что только и создает возможность понимания людьми друг друга и связывает их.

Рассматривая различные виды единства, философ приходит к выводу: единство - смысл и цель истории. Здесь К. Ясперс ставит важную проблему единства человечества через сущность человека, но человек - представитель этноса. Итак, единство осуществляется от человека за свой народ к человечеству.

В XIX в. со своими неординарными взглядами на развитие общества выступили такие философы, как французский позитивист Огюст Конт (1798 - 1857) и немецкий ірраціоналіст Фридрих Ницше (1844 - 1900), которые очень повлияли на развитие западной философии истории. В своем шеститомному «Курсе позитивной философии», а также в сочинении «Дух позитивной философии'» Конт, отрицая «метафизику» в описании природных и общественных явлений, стремился ответить на вопрос, как они происходят, а не почему именно крюк они проходят и не представляют собой в своей сущности.

Стремясь свести общественные явления в физических, Конт пытался создать единое учение о мир. Для этой цели, занимаясь классифи-кацією наук, «иерархия основных наук» он построил следующим образом: математика-астрономия-физика-химия-биология-социология. Каждая последующая наука вытекает из предыдущей, но не сводится к ней, потому что содержит нечто такое, чего нет в той науки, на которой она основывается, утверждал Конт.

Ф. Ницше - один из основоположников «философии жизни», толкование общественно-исторического процесса через понятие жизни как абсолютного и бесконечного начала мира, что имеет творческую активность. На основе положения, что мир есть воля к власти, которая воплощается в сверхлюди-нет, Ницше создал общую концепцию волюнтаризма. Он отрицает развитие как в природе, так и в обществе. Жизнь, будучи всепоглинальною категорией, есть вечное движение, что философ обозначает понятием «становление». Все процессы духовной и физической жизни в своем постоянном течении появляются как различные модусы действия воли к власти. Учение Ницше возникло как противодействие механистическом взгляда на мир, утверждал поступательное развитие в социально-экономической и научно-технической сферах. Возражения последнего привело Ницше к отрицанию прогресса. Однако положительным в философии Ницше является его стремление найти творчески-деятельное начало как причину всего сущего, то есть бытия.

Карл Поппер (1902 - 1993) также отвергает исторический прогресс. В своем исследовании «Открытое общество и его враги» мыслитель определяет метод Маркса как социологический детерминизм, а его социальную философию как історицизм. Свой собственный подход мыслитель характеризует как антиісторицизм. Он отвергает существование каких-либо универсальных исторических законов, цель и смысл истории, а также «единую историю человечества». «Історицизм - это бедный метод, который не дает результатов», - отмечает Поппер в книге «Злиденство історицизму».

Антиісторицизм Поппера как раз и нашел свое отражение в отвержении исторического прогресса. Поппер объясняет его как движение к определенной цели, которая существует для людей, но не для самой истории. Поэтому прогрессировать могут человеческие индивиды, которые защищают демократические институты, от которых зависит свобода.

Что же до истории, то ее можно рассматривать одновременно как прогресс (например, борьба с рабством) и как регресс (угнетение белой расой чернокожих). Итак, Поппер делает вывод, что объективных критериев прогресса не существует, а самый прогресс отождествляет с провіденціалізмом.

Известный французский интеллектуал Раймон Арон (1905 - 1983) также считает, что исторический процесс не детерминированный извне, не ориентированный заранее к какой-либо цели. Он остается свободным и зависимым исключительно от деятельности людей, их воли и произвола. Этим обусловлено его неприятие любого мессианства, а также недоверие к идеологиям. Его релятивистская концепция истории связана с идеей Разума, заимствованной у Канта. Согласно концепции Г. Арона, Разум является единственным человеческим возможностью упорядочить свое осознание мира и изменить этот самый мир.

Следовательно, значительная часть современных философов считает, что у исторического процесса нет и не может быть цели. Цель ставит перед собой и обществом человек. Согласно этой цели она определяет для себя и смысл истории.