Тема 9. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
§ 3. Смысл и направленность истории
Особенности определения содержания и направленности истории представителями немецкой классической философии
Из всех трудов немецкого философа Эммануила Канта (1724 - 1804), касающиеся философии истории, наиболее полное отражение историческая тема нашла в сочинении «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане». Философ четко проводит мысль о зависимости человеческих поступков и исторических действий от общих законов природы. «Какое бы понятие мы ни составили себе с метафизической точки зрения о свободе воли, - отмечает И. Кант, - необходимо, однако, признать, что проявления воли, человеческие поступки, подобно любому другому явлению природы, определяются общими законами природы. История, которая заключается в изучении этих проявлений, как бы глубоко ни были скрыты их причины, позволяет думать, что если бы она рассматривала действия свободы человеческой воли в совокупности, то могла бы открыть ее закономерный ход; и то, что представляется запутанным и не поддающимся правилу у отдельных людей, можно было бы признать по отношению ко всему роду человеческому как неизменно поступательное, хотя и медленное, развитие его первичных задатков».
Далее философ еще убедительнее утверждает естественную обоснованность исторического процесса: «...Поскольку нельзя предполагать у людей и в совокупности их поступков какую-нибудь разумную собственную цель, нужно попытаться открыть в этом бессмысленном ходе человеческих дел цель природы, на основании которой у существ, действующих без собственного плана, все же была бы возможна история согласно определенному плану природы».
И. Кант предполагал, что «когда-нибудь, не очень скоро, человеческий род достигнет, наконец, такого состояния, когда все его природные задатки смогут полностью развиться и его назначение на земле будет исполнено».
Фундаментальный вклад в обоснование идеи прогресса принадлежит Г. Гегелю. Его «философия истории» посвящена раскрытию объективного духа на той его стадии, когда он, пройдя этнические границы, охватывает всемирную историю.
Центральным положением гегелевской философии истории есть мнение, что в истории господствует разум. «Но единственной мыслью, - подчеркивает философ, - что привносит с собой философия, является та простая мысль разума, что разум господствует в мире, так что и всемирно-исторический процесс проис-вался разумно. Это убеждение и понимание являются предпосылкой по отношению к истории как таковой вообще...».
По Гегелю, дух разворачивается как в природе, так и в истории человечества, где он, в познании с субстанціонального вообще превращается в субстанціональне в истории. Сущность духа есть деятельность. Дух есть и субъект, и объект одновременно. Как субъект он создает объект, что познается им самим. Познавая себя, он приходит в себя, становясь свободным духом.
Итак, история - это развитие понятия свободы, прогресс свободы, который мы должны познать. Когда дух до конца познает себя в своем объекте, история завершается.
Гегель выдвигает на первый план деятельную природу духа, творит себя как дух того или иного народа. История этих народов являются ступенями, составляющих последовательные эпохи всемирной истории. Ступени отличаются друг от друга уровнем нравственности, совершенствованием государственности, а также искусством, религией, философией, обусловленными духом народа. В природе происходит круговорот предметов и явлений, то есть не возникает ничего нового. В человеческой же истории постоянно происходят изменения, которые дают возможность рассматривать ее как поступательное движение, что ведет к прогрессу.
Географический фактор, по Гегелю, является фоном, на котором разворачиваются исторические события. Мировой дух через народный дух прослеживается в разумной деятельности индивидуума. Через индивидуумов оказывается активная, деятельная природа самого духа. Каждый индивид - сын своего народа, потому что он прежде всего представляет его дух, участвует в его творческой деятельности.
Философ разделяет людей на две категории. Одни, преследуя свои частные цели, создают необходимые для жизни государства и народа условия, другие (Гегель их называет всемирно-историческими личностями) - отдают свою жизнь, энергию и разум во имя достижения общественного блага.
Отметим, что философ в своеобразной форме изложения через развитие объективного духа сумел вобрать в свое учение все ценное, что было накоплено предыдущим развитием философии истории. Его идеи в той или иной степени дали толчок дальнейшему развитию теоретической формы исторического знания.
Диалектический метод Гегеля дал ему возможность глубоко проникнуть в суть проблемы происхождения, развития и исчезновения народов. «Таким образом действует дух народа, - отмечает философ, - он есть определенный дух, создающий из себя наличный действительный мир, который теперь держится и существует в своей религии, в своем культе, в своих обычаях, в своем государственном устройстве и в своих политических законах, во всех своих учреждениях, в своих действиях и делах. Это его дело - это есть этот народ. Народы суть то, чем оказываются их действия».
Пожалуй, никто из философов так полно не воспользовался философией Гегеля, как его ученики Карге Маркс и Фридрих Энгельс во время разработки своей материалистической философии. Примененный ими к развитию общества метод они назвали материалистическим пониманием истории, историческим материализмом.
Из разных областей общественной жизни К. Маркс выделил экономическую, а из всех общественных отношений - производственные. Это дало ему возможность обосновать свою основную идею в историческом материализме - идею о естественно-историческое развитие общества.
В предисловии «К критике политической экономии» К. Маркс писал: «Общий результат, к которому я пришел и который послужил затем ке-ровной нитью в моих дальнейших исследованиях, может быть кратко сформулирован следующим образом. В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли независящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенному степени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, ре-альный базис, на котором возвышаются юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». С развитием базиса прогрессирует и надстройка.