Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (marketing research) - направление соціол. исследований, включающий систему организации сбора, обработки и анализа информации о спросе, предложении, потребительские, предпочтения населения, его приоритеты в экономике, политике, социокультурной сфере с тем, чтобы как можно полнее удовлетворить нужды людей, групп, ин-тов, организаций, общества в целом. Д. м. для того и проводят, чтобы обеспечить субъект управления информацией для принятия им более обоснованных решений и их реализации в различных сферах сусп. деятельности (в в-ве товаров, торговле, управлении, финансовом деле, полет, и др.). Процесс Д. м. - это ряд последовательных процедур, сочетающих в себе", определение проблемы, цели, программы, разработку плана исследования (учет потребности в специфической, нестандартной информации; выбор методов и средств сбора первичной информации; расчет финансовых затрат на проведение исследования, очередность этапов его проведения); реализацию плана исследования (сбор, обработка и анализ полученной информации); интерпретацию конечных результатов, выводов и их использование в практ. работе.

Чаще всего целью Д .м. является обеспечение заказчиков надежной и достоверной информацией о рынке (в экономике), различные ситуации (в разных сферах жизни), создание такого ассортимента товаров, услуг, который бы отвечал потребностям экон., полет., социокультурной сферы деятельности общества и удовлетворял его спрос. В связи с этим социолог - исследователь помогает создать условия для приспособления производственной и иной деятельности до текущего спроса, разработать систему организационно-техн., экон., полет, и др. мероприятий, которые направлены на повышение конкурентоспособности продукции, услуг, разнообразной деятельности. Цель Д. м. может иметь перспективное (стратегическое) или текущее значение. Перспективные Д. м. проводятся для определения целей деятельности организации-заказчика и выработки ее стратегии. Текущие Д. м. связанные с повседневной деятельностью организации, они имеют локальный характер. Ценность Д. м. часто проявляется в том, что они дают возможность предотвращать ошибки, выявлять их на ранней стадии и исправлять с минимальными потерями.

В зависимости от источника и специфики получаемой информации Д. м. могут быть кабинетными и полевыми. Кабинетные исследования в основном связаны с использованием вторичной информации (отчеты, различные показатели, счета, правительственная информация, периодические издания, книги). Такие исследования являются предварительными и имеют описательный характер. С их помощью можно определить общ. характеристики рынка или иной ситуации. Для более глубокого исследования необходима оперативная (первичная) информация, с целью чего и проводят полевые исследования.

Основными методами сбора первичных данных в Д. м., как и в социологии, опрос, наблюдение, эксперимент и др. Значительного внимания заслуживает метод экспертных оценок, который наиболее распространен при разработке различных прогнозов. Различают следующие типы Д. м.: разведывательное, описательное (дескриптивное), экспериментальное и каузальное. Суть каждого адекватна аналогичным типам исследования в социологии. Разведывательное исследование превосходит другие виды исследований. Его цель - сбор информации, необходимой для более полного определения проблем и выдвигаемых гипотез и предположений. Описательное исследование в целом характеризует проблемы, ситуации, в т. ч. и рыночные, на почве реальных фактов, событий, статист, данных. Экспериментальное исследование - сбор первичной информации путем отбора однотипных групп обследуемых, выдачи им разных заданий, контроля за факторами, которые влияют на результаты, и сравнения различий в групповых реакциях. Каузальное исследование применяют для проверки гипотез относительно причинно-следственных связей маркетинга с факторами внешней и внутренней среды.

Д. м. начались сравнительно недавно - в США в нач. XX ст., но заняли заметное место как в США, так и в Европе, только после II мировой войны, когда предложение обогнало спрос, и "рынок продавца" превратился в "рынок покупателя". Следствием этого было то, что покупатель стал более разборчивым в выборе товаров, услуг и тщательнейшим к их качеству, а главное - в получении большего, лучшего за свои средства. За последнее десятилетие расходы во всем мире на Д. м., эту сравнительно новую отрасль знаний, достигли более 5 млрд. долл. США. Следовательно, чем больший объем доступной информации, тем меньше риск. Сейчас такие исследования проводятся практически во всем спектре современного бизнеса, а также в полет, и социокультурной сферах.

Выделяют такие составляющие Д. м., как маркетинговая разведка и маркетинговая инф. система. М. р. - постоянный сбор текущей информации, необходимой для разработки, а также корректировки планов маркетинга. В отличие от Д. м. М. г. основана на сборе конфиденциальной или напівконфіденційної информации M. i. c. (MIS) - совокупность персонала, оборудования и процедур, предназначенных для сбора, обработки, анализа и распределения в установленное время достоверной информации для подготовки и принятия решений. Информация может быть получена из внутренних и внешних источников путем проведения Д. м. и М. р.