8 КЛАСС
I семестр
Тема 1. Эхо эпох в музыкальном искусстве
Тема. Музыкальное искусство и современность
Урок 15
Тема урока. Украинская эстрадная песня. Слушание произведений: В. Ивасюк "Два перстня", "Песня будет среди нас", "Я пойду в далекие горы".
Сочетание музыки и поэзии. Разучивание песни-колядки "В Вифлееме новость"
Цель урока: ознакомить учащихся с историей украинской эстрады, ее создателями и исполнителями; развивать музыкально-ритмический слух и певческие навыки; воспитывать интерес к творчеству украинских певцов, к культуре родного края.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: нотный текст песни, магнитофон, аудио-записи, портреты композиторов А. Билаша, М. Скорика, И. Шамо, А. Пашкевича, В. Ивасюка, исполнителей: О. Билозир, Н. Яремчука, Русланы, Ани Лорак.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Распевки.
1. Пение мажорного звукоряда от фа и тонического трезвучия.
2. Пение попевки „Коляд, коляд, колядниця”.
III. Актуализация опорных знаний учащихся.
На прошлом уроке мы с вами говорили о мелодии как основное средство музыкальной выразительности, когда она раскрывает музыкальный образ вместе с другими элементами музыкального языка.
- Какую роль играет в ней художественное слово, поэзия?
Композиторы соединили музыку и поэзию, которая всегда была тематическим материалом для создания музыкальных произведений композиторов-классиков. Сравним два музыкальных примеры из симфонической сюиты М. Вериковского „Веснушки”.
И часть „Запев”, где использована старинная песня-веснянка „Из-за горы черная туча”, и II часть „Молодая”, оживленный танец-веснянка „Царевна, мы - твои гости”. (Музыкальные примеры)
Пение и сольфеджування упражнений, определение строя, тональности, характера.
IV. Разучивание песни - колядки.
1. Беседа.
Это были веснушки, а сейчас мы познакомимся с колядкой зимней обрядовой песней-колядкой „В Вифлееме новость”. Все вы знаете, что Дева Мария родила Сына в Вифлееме тогда, когда взошла заря и сообщила эту новость.
Много создано колядок, в которых воспето рождения Иисуса Христа.
- Назовите колядки, которые вы изучали. Напойте (дети выполняют).
2. Художественный показ произведения.
3. Характеристика прослушанной песни-колядки.
4. Определение строя, тональности, характера.
5. Разучивание по фразам по нотным текстом с сольфеджуванням.
V. Слушание музыки.
1. Вступительная беседа.
Песня значительно доступнее для слушателя, чем другие музыкальные произведения, ибо она имеет слова, которые запоминаются, дают возможность сразу ее понять и запомнить. Она является любимым музыкальным жанром, а песенное творчество украинского композитора богата и очень разнообразна.
Большую известность получили песни 60-70х годов, когда творили композиторы Игорь Шамо, Александр Билаш, Анатолий Шашкевич, Владимир Ивасюк, которые хоть и писали разнообразные по тематике песни, но главным в их творчестве была мелодия, нежная, напевное или веселая, жизнерадостная. Песни, Два цвета”, „Бархатцы”, „Песня о полотенце” до сих пор выполняются современными исполнителями поп-музыки - Козловским, Пономаревым, Русланой, Ани Лорак и др. Долгое время пальму первенства в популярной музыке держали такие разноплановые певцы: в поп-музыке - Ирина Билык, в жанре традиционной эстрадной песни - Таисия Повалий, Ирина Билык, Руслана, а среди мужчин - Александр Пономарев,Виктор Павлик. И самый ощутимый успех в эстрадной песни, по моему мнению, оказало творчество В. Ивасюка, начиная с вокально-инструментального ансамбля „Буковинка”, который создал Володя. Ансамбль „Буковинка” исполняет песни М. Скорика, народные песни. А в 1966 г. создается вокально-инструментальный ансамбль „Смеричка”, участниками которого стали В. Зинкевич, В. Ивасюк, Назарий Яремчук, которые показали высокое артистическое мастерство на конкурсах „Песня - 71”, „Песня - 72” и одержали виизнання.
Рано ушли из жизни. Ивасюк и Н. Яремчук, но они оставили нам сад волшебных песен, которые мы сейчас послушаем.
2. Слушание песен. В. Ивасюк: „Два перстня”, „Песня будет среди нас”, „Златовласка”, „Я пойду в далекие горы”.
3. Характеристика прослушанных произведений.
Из музыкального центра „Буковинка” начинала 14-летняя Каролина Куек.
Взяв гран-при на российском телеконкурсе „Утренняя звезда - 95”, она взяла себе сценическое имя Ани Лорак. В 1999 г. Каролина стала самой молодой заслуженной артисткой Украины. Добившись признания, она участвует в различных конкурсах, а в 2008 г. на конкурсе Евровидение заняла II место.
VI. Итог урока.
- Что объединяет эти произведения?
- Что характерно для творчества В. Ивасюка?
- Какие чувства вызывает у вас музыка В. Ивасюка?