8 КЛАСС
I семестр
Тема 1. Эхо эпох в музыкальном искусстве
Тема. Музыкальное искусство и современность
Урок 14
Тема урока. Разновидности эстрадного жанра. Мелодия как основное средство музыкальной выразительности. Работа над песней "Мечты юности".
Слушание музыки. Ф. Лей. "История любви", "Мы - чемпионы" - рок-группы "Квин", П. Мориа "Мельница". "Тишина вокруг" А. Богачука
Цель урока: углубить знания учеников о разновидностях эстрадного жанра и закрепить их на музыкальных примерах; развивать музыкально-ритмический слух и ладо-тональный, певческие навыки; воспитывать интерес к эстрадной песни.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: фортепиано, магнитофон, аудио-записи.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Распевки. Сольфеджування упражнения.
Характеристика упражнения (определение размера, ладу, тональности.)

III. Актуализация опорных знаний.
- Что мы относим к элементам музыкального языка?
(Мелодию, ритм, метро-размер, ладо-тональность, фактуру).
- Какое значение мелодии?
(Мелодия является основным средством музыкальной выразительности и играет важную роль в музыкальном искусстве).
- Что такое мелодия?
(Это единогласная последовательность музыкальных звуков).
Совместно с другими элементами музыкального языка и выразительными средствами мелодия несет в себе определенный музыкальный образ, каким хочет его изобразить композитор. Посмотрите на упражнение. (Отрывок песни „Эй, не удивляйте, добрые люди").
Если мелодия с текстом, то она раскрывает зримые образы. В данном случае здесь изображен образ украинского народа, который борется за свободу и независимость (пение фрагмента).

IV. Работа над песней „Мечты юности”. Островского.
Чистота интонирования, дикция, дыхание. Исполнительский план песни. Повторение песни „Червона рута”. Ивасюка.
V. Слушание музыки.
1. Вступительная беседа.
На протяжении нескольких уроков мы знакомимся с музыкой эстрадного жанра. И все больше видим ее развитие. С появлением вокально-инструментальных ансамблей появляются солисты и различные группы: бит-группа, рок-группа, в репертуаре которых большое количество песен. Они способствуют заметному росту профессионально-исполнительского уровня и активного выступления на концертных площадках. Бит-группа. Бит (отбивания такта) - это основа, на которой строятся сложные ритмические и мелодические импровизации. Бит образуется ритмо-группой инструментального ансамбля (ударные, контрабас, гитара, фортепиано.).
Рок-группа отличается простотой мелодии и сопровождается тяжелым ритмом, большой звучностью ударных инструментов, экстатическим пением и раскрепощенностью исполнительской манеры.
Рок-группа „Квин” возникла в 1968 г. в Англии. Участники группы: Фредди Меркьюри, Брайан Мэй, Роджер Тейлор, Джон Дикон. Прославилась эта группа прежде всего песней „Мы - чемпионы”, которая была создана для клипа. В 1977 г. группа получила награду „Британия” за лучший сингл.
Большой популярности в 70-80-х годах завоевало трио Маренич в составе Антонины, Владимира и Светланы. В их репертуаре имеются обработки украинских народных песен, которые они осуществляли самостоятельно, а также авторские песни, одну из которых вы сегодня послушаете. (Анатолий Богачук „Тишина вокруг"). Появляется новый стиль «арг-рок». Его появление вызвало рост интереса рок-музыкантов к классической и академической музыки. К арг-года принадлежат ритмізовані обработки классических образцов: первая часть Симфонии № 40 Моцарта в исполнении оркестра под управлением Поля Мориа.
2. Слушание музыкальных примеров в различном исполнении (дети определяют разновидность жанра).
1. Ф. Лей „История любви”.
2. Д. Гаррисон „Хелло, Судьбы”.
3. „Мы - чемпионы” рок-группа „Квин”.
4. А. Богачук „Тишина вокруг” (трио Маренич).
5. Поль Мориа „Мельница”.
3. Характеристика прослушанных произведений.
- На чем базируется джаз?
- Что объединяет эти произведения?
- Какая между ними разница?
- Охарактеризуйте „блюз”. Что вы знаете об этом источник джаза?
- Какие рок-группы вы знаете?
- Какие произведения вас больше всего заинтересовали? Почему?
VI. Итог урока.