Урок 120
Тема. Нахождения
числа по его процентам
Цель: сформировать у
учащихся представление о типе сдач, аналогичных № 1072; вырабатывать умение решать
подобные задачи на применение алгоритма нахождения числа по его процентам.
Тип урока:
усвоение знаний и навыков.
Ход урока
I. Проверка
домашнего задания
1. Решение задач № 1065,1067 и 1071 на
доске 3 ученика записывают.
2. Остальные учащихся (2 ученика за доской) в этот самый
время самостоятельно решают задачи, подобные № 1067 (по вариантам).
Вариант 1
За первый месяц
отремонтировали 45% дорог, за второй - 20%, а за третий - остальные 87,5 км дорог.
Сколько километров дорог отремонтировали за три месяца?
Вариант 2
За первый день было
продано 37% завезенной в магазин ткани, за второй - 25% ткани, а за третий -
остальные 76 м ткани. Сколько метров ткани было завезено в магазин?
II. Совершенствование
знаний и умений
1. Перед тем, как решить задачу № 1072,
учащимся предлагается к решению обратная задача: в саду росли кусты красных,
розовых и белых роз. Красные розы составляли 40% всех кустов, розовые 58 %
остального. Сколько кустов белых роз росло в саду, если всего было 500 кустов
роз?
Решения. 1)
Если все розы соответствуют 100%, красных 40%, то остальные (белые и розовые)
составляют 600 - 40 = 60% этих роз;
2) 500 : 100 · 60 =
300 (кустов) розовых и белых;
3) если розовых и
белых всего 100%, а розовые составляют 58% всего количества, то белые розы
составляют 100 - 58 = 42% от 300 кустов;
4) 300 : 100 · 42 =
126 (кустов) роз.
Ответ. 126
кустов.
Заметим, что за 100
% мы брали две разных величины, ибо каждый раз определенное количество означала эту
величину (сначала количество всех роз; затем количество розовых и белых).
На такой же
свойства базируется решение задачи № 1072 (только в обратном порядке).
№ 1072.
Решение. 1) 100 - 58 = 42 (%) от количества розовых и белых роз
составляют белые;
2) 126 : 42 · 100 =
300 (кустов) - составляют остальные;
3) 100 - 40 = 60 (%)
- составляют остальные;
4) 300 : 60 · 100 =
500 (кустов) - роз всего.
Ответ. 500
кустов.
2.
После
коллективного решения № 1072 ученикам предлагается к решению аналогичная
задача № 1073 и дополнительная задача № 1, 2.
№ 1. За первый день
турист прошел 25 % пути, за второй 50% остатка, а за третий остальные - 24 км.
Какая длина туристического маршрута?
№ 2. Ученик прочитал
за первый день 15% этой книги, за второй остатка, а за
третий - остальные 140 страниц. Сколько страниц было в книге?
3.
Если
останется время, дополнительные задачи № 3 и № 4.
№ 3. Сравните
числа а и Ь, если 30% числа а равны 27, a 5
% числа b равны 45.
№ 4. Выразите
обычным дробью: 50%; 20%; 25%; 10%; 75%.
III. Итог урока
На столе лежали
конфеты. Сначала взяли 50% конфет, а затем 50 % остатка. После этого на столе
осталось 10 конфет. Сколько конфет было на столе сначала?
IV. Домашнее задание
п. 35, №№ 1074;
1098 (4); 1097.