|
2. Найдите число, если: 1) 30% этого числа равны 90; 2) 15% этого числа равны 4,5; 3) 7% этого числа равны 0,084. 3. Магнитофон стоил 500 грн. Затем его цена снизилась на 20%. Какова новая цена магнитофона?
II. Проверка домашнего задания №№ 1055, 1057, 1059, 1061 проверяются устно: учащиеся с места комментируют решение этих упражнений, правильные ответы называются и записываются на доске.
III. Совершенствование умений 1. Прежде чем рассмотреть с учащимися алгоритм решения задач, подобных примера 3 (п. 35), учитель проводит с учениками небольшую беседу. Учитель. Друзья! Надеюсь, вы не забыли, как называется часть числа? Как тогда назвать , , числа? (Соответственно 2%; 13%, 45%). А как выразить в процентах 1? (1 = 100%). Следовательно, число 1 = 100%. А если речь идет о величинах, то что собой представляет 100% какой-то величины (цены, площади, объема работы)? (100% соответствует всей величине) Итак, если: 1) ученик прочитал 30% книги, сколько процентов ему осталось прочитать? (100% - 30% = 70%) 2) Во время сушки яблоки теряют 84% своей массы, сколько процентов массы составляет масса сушеных яблок? (100% - 84% = 16%) 3) Сначала потратили 28% зарплаты, а потом еще 54%, то сколько процентов зарплаты останется? (100% - (28% + 54%) = 100% - 82% = 18%). После проведения подготовительной беседы ученики готовы к восприятию и пониманию алгоритма решение задач, подобных примера 3 (п. 35). (Решение задачи разбирают по учебнику, а затем записывают в тетрадь как образец оформления подобной работы). 2. По окончании разбора примера 3 учащиеся самостоятельно выполняют аналогичные задания: №№ 1064; 1066; 1070 и упражнения на повторение №№1078 и 1098(1; 2). Решения и ответы № 1064. Комментарий. Поскольку на предыдущих уроках при решении задач на дроби и проценты уже была апробирована сокращенная форма записи действий, на этом уроке можно ее также применить. 1) 100 - 84 = 16 (%) массы яблок составляет масса сушеных яблок; 2) 24 : 16 · 100 = 150 (кг) свежих яблок надо взять. Ответ. 150 кг.
№ 1066 1) 28 + 54 = 82 (%) всей суммы составляла стоимость салата и поросенка; 2) 100 - 82 = 18 (%) составляла стоимость торта; 3) 108 : 18 · 100 = 600 (сольдо) стоил обед. Ответ. 600 сольдо.
№ 1070. Вопрос к класса: 1) Сколько процентов всех деревьев составляли яблони? вишни? (41% - по условию; 100 - 41 = 59 (%)) 2) На сколько процентов больше составляли вишни? (59 - 41 = 18 (%)) На сколько деревьев вишен было больше, чем яблонь? (54 дерева по условию) Итак, имеем: 5 · 18 % всех деревьев составляет 54 дерева. Решения. 1) 100 - 41 = 59 (%) - всех деревьев составляет вишни; 2) 59 - 41 = 18 (%) - соответствуют 54 деревьям; 3) 54 : 18 · 100 = 300 (деревьев) - было в саду. Ответ. 300 деревьев.
№ 1078. 12 048 000 : 100 · 113,6 = 13 686 528 = 13 687 000 (лиц). Ответ. Примерно 13 миллионов 687 тысяч человек.
№ 1098 (1; 2) 1) 0,31 х + 1,2 = 1,2124, 2) 0,5 х - 17 = 40,52, 0,31 х = 0,0124, 0,5 х = 57,52, х= 0,0124 : 0,31, х = 57,52 : 0,5, х = 0,04. х = 115,04. Ответ. 0,04. Ответ. 115,04.
IV. Итог урока Из записей соответствует условию задачи? Трое друзей собирали грибы. Первый собрал 37% грибов, второй 25% грибов, а третий - остальные. Сколько процентов грибов собрал третий мальчик? 1) 37 + 25 = 62(%); 2) 37 - 25 = 12(%); 3) 100 - (37 + 25) = 38 (%).
V. Домашнее задание п. 35, №№ 1065, 1067, 1071, на повторение № 1098 (3).
|
|