Тема 9. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
§ 3. Смысл и направленность истории
Средневековое видение содержания и направленности истории
Самым влиятельным мыслителем после господства античной историософии можно считать средневекового христианского патриота (Отца церкви) Аврелия Августина. Последователь учения Христа, который лично
пережил немало жизненных невзгод, проповедник новой религии, он видит в истории прежде всего теологическую проблему. Для него главной движущей силой истории оказывается Божественное Провидение.
Августин преподает человеческую историю в своей книге «О Граде Божьем». Он выдвигает мысль о том, что человеческая и божественная истории едины и неразделимы, но противоположно направлены. Божий Град (церковь) представляет меньшую часть человечества, но имеет будущее, чего нельзя сказать о Град Земной (государство). Хотя Град Земной - установление Божье, но он играет подчиненную Граду Божьему роль, то есть государство должно служить церкви.
В борьбе с земным и греховным Божий Град постоянно усиливается в своем общественно-политическом развитии. В понимании Августина, общество по своим обустройством - теократичне, а идея прогресса - религиозно-теологическая. Несмотря на противоречия, философия истории христианского богослова и епископа повлияла на все последующее тысячелетие. Ее можно считать первой историософской концепцией.