Тема 9. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
§ 3. Смысл и направленность истории
Особенности толкования истории античной философией
В античной философии существовало мнение, что общество с развитием цивилизации деградирует. Оно идет от «золотого века» к «серебряному» и от него - к «железному». В библейской традиции этот взгляд отразился в трактовке Всемирного потопа как Божьего наказания. Интересно, что в повседневной практической сознания подобная позиция, когда прошлое вспоминается в радужных тонах, очень распространена.
Одним из первых древнегреческих философов, которые высказали эту идею, был Посидоний (II - i вв. до н.э.). Опираясь на мнение древнегреческого поэта Гесиода о «золотой век» человечества, выраженное в поэме «Труды и дни», и концепцию культуры, развитую Демокритом, Епікуром и Лукрецием Каром, он обосновал положение о том, что развитие ремесел, наук и искусств приводит к моральному падению общества.
Правда, у Гесиода в другой поэме - «Теогонии» - прослеживается совсем другой мотив. Мировая история здесь начинается с бесформенных стихий и их порождений, а заканчивается отстранением от мировой власти Кроноса с его братьями из-за их неразумного упорство и эгоизм и царствованием Зевса. У Гесиода даже существующий избирательный мотив, поскольку владыкой мирового царства Зевс становится в результате выборов среди богов. Зевс, по Гесиоду, является олицетворением мирового разума и воли, он побеждает неразумные и стихийные силы титанов и является родоначальником олимпийских богов и земных героев - победителей страшных земных стихий и учредителей общего разумного порядка.
Как примирить две взаимоисключающие тенденции? Во всяком случае, одна гесіодівська концепция говорит об общем падении; другая - о победе разума над неразумными стихиями и торжество благоустроенного Космоса над безличным и дисгармоничным Хаосом.
В античности появилось и другая трактовка исторического процесса, основы которого заложил Гераклит. Его идея «пульсации» истории как вечного огня, который то затухает, то разгорается с новой силой, фактически стала исторически первой из так называемых «теорий коловорота».
В античных философов все движется, но, в конце концов, все и покоится в пределах одной космической шароподібності. Те же небесные светила с идеальной закономерностью сходят и заходят на небосклоне. И сама картина мира существует здесь везде и всегда, все индивидуальное, все личное и, вообще, все оформлено, творячись, разрушаясь, вечно возвращается к самому себе, и от этого вечного коловорота оно ничего не получает нового.
Здесь перед нами не что иное, как идея вечного возвращения, что много раз дебетувалася в новой и новейшей философии, но которая именно в анти-чності была представлена в наиболее очевидном и неопровержимом виде. Античное понимание историзма основывается на этом вечном круговороте небосвода, то есть тяготеет к тому типу историзма, что называется естественным історизмом. Здесь именно природа является моделью для истории, а не наоборот. Авторами теорий коловорота были Платон и Аристотель.