ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
Раздел 3.
ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ
3.3. Конфликтология
Проблемы социальных конфликтов всегда привлекали внимание социологов разных направлений и школ. В прошлом особенно большой вклад в научную разработку этой проблематики внесли К. Маркс, Г. Спенсер, Л. Гумилович (1838 - 909 гг.), Г. Зіммель (1858-1918 гг.) и др. Наряду с этим, в современной социологии в середине XX в. формировался и особый конфликтологический направление, представители которого, опираясь на социально-философскую и социологическую наследие названных классиков, посвятили свои исследования разработке собственно теории социального конфликта, которая составила основу их социологических взглядов. Одной из причин чрезвычайного внимания к разработке теории конфликта в это время было заметное игнорирование проблем конфликта со стороны функционалисты, которые стремились обосновать унитарную концепцию общества и культуры, которая подчеркивала социальную интеграцию и гармонізуючу действие общих ценностей. Если функционалисты и обращали внимание на конфликт, то при этом они рассматривали его скорее как патологических, а не нормальное состояние здорового в целом социального организма.
Односторонность методологических посылок функционального подхода, особенно таких, как постулювання стабильности, устойчивости, гармонии, порядка в обществе, универсального функционализма, функциональной неотъемлемости всех компонентов социума, - вступала в заметное противоречие с иным концептуальным подходом к социальной действительности, инициированным, в частности, общественной практикой 50 - 60-х гг. XX ст.
Основными аргументами, которые конфликтологи выдвинули на рубеже "горячих шестидесятых" против тезиса Т. Парсонса о стабильности как атрибута общества, были такие:
• распределением средств к жизни занимается группа людей. Она противостоит всему обществу. Поэтому конфликт является неизбежным;
• политическая власть защищает существующий экономический порядок распределения общественного продукта. Она тоже противостоит обществу. Поэтому конфликт между ним и народными массами объективно обусловлен;
• в любом обществе действует восходящий цепочка: деньги - власть - ценности - ритуал. От первого до последнего компонента повсеместно имеющимся является сталкивание противоположных интересов социальных групп. Итак, конфликты порождаются всей системой общественных отношений;
• в любом обществе масс место принуждение одних другими, ибо только одни владеют средствами производства. Таким образом, социальный конфликт является продуктом экономических отношений.
Активным поборником нового подхода и критиком теории структурно-функционального анализа, взглядов Парсонса считается известный американский социолог Чарльз Миллс (1916 - 1962 гг.). В своих трудах "Властная элита" (1953 г.) и "Социологическое воображение" (1959 г.) он доказал, что порядок, стабильность, устойчивость, гармония весьма необходимы господствующему классу, но социальная жизнь всегда нестабильно, наполненное и беспорядками и конфликтами. Миллс утверждал, что любой социологический анализ имеет ценность лишь в том случае, когда он касается борьбы за власть:
1) между конфликтующими классами;
2) между теми, кто управляет, и теми, кем управляют;
3) между высшими могущественными людьми и простым человеком.
Миллс призвал современных социологов изучать общество со всеми его противоречиями, конфликтами и гармонией, порядком и безгюрядком, прогрессом и регрессом. Эта методологическая установка составляет основу современной социологической теории конфликта, альтернативу структурно-функционального анализа.
Несколько с других позиций к разработке теории конфликта подошел другой американский социолог Льюис Козер. Он стремился "дополнить", "улучшить", "углубить" теорию структурного функционализма, представители которого выносят новые факты за пределы социологического анализа. Поэтому его теорию конфликта называют конфликтным функционализмом. Она изложена в его работах "Функции социального конфликта" (1956 г.) и "Продолжение исследования социального конфликта" (1967 г.). Ведущей является в этих работах идея, что для социологии решения кардинальной проблемы "общественного порядка" и обеспечения "устойчивости" существующей социальной системы не исключает, а, напротив, вполне допускает признание социальных зштовхувань, социальных конфликтов, борьбы интересов. Л. Козер критикует функционалисты (прежде всего Т. Парсонса) за то, что они в социальных коллизиях видят лишь разрушительную силу, дисфункцию, занедуження социального организма, патологию, что нарушает нормальное состояние социального равновесия.
Приведем в этой связи некоторые противоположные взгляды Л. Козера и Т. Парсонса:
Л. Козер (теория конфликта) | Т. Парсонс (теория порядке) |
В основе социального шитья лежат: |
интересы | нормы и ценности |
Общественная жизнь порождает: |
противоречия, вражду | солидарность |
Основа общественной жизни |
структурный конфликт | взаимодействие, согласие и сотрудничество |
Социальная жизнь включает: |
примус, который порождается социальным напряжением | обязанности, необходимость социального контроля |
Социальные системы стремятся: |
до изменений | к устойчивости |
Л. Козер осуществил анализ условий функционирования социального организма, базируясь на постулатах, главными из которых являются:
• в любой социальной системе, которая состоит из разнообразно-связанных частей, оказываются дисбаланс, напряжение, конфликты, интересы;
• процессы, протекающие в составных частях системы и между ними, при определенных условиях содействуют сохранению или изменению, росту или ослаблению интеграции и ее адекватных качеств;
• многие процессы, которые обычно считаются разрушительными для системы (насилие, разногласия, отклонения, конфликты), при определенных условиях можно рассматривать как средства, укрепляют основы интеграции системы и ее приспособления к окружающей среде.
К позитивным функциям конфликта, за Козером, относятся:
• разрядка напряженности между антагонистами и восстановления их взаимоотношений;
• "коммуникативно-информационная" и "связующая";
• созидание и конструирование общественного объединения;
• стимулирование и возбуждение социальных изменений.
Социальный конфликт, по образному выражению Л. Козера, - это страхующий клапан системы, позволяющий через последующие реформы и интегративные усилия на новом уровне приводить социальный организм в соответствие к условиям, которые изменились. Такой корректирующий механизм невозможен в жестких, тоталитарных системах: подавляя конфликт, они блокируют специфический предупредительный сигнал и тем самым усугубляют опасность социальной катастрофы.
Всеобъемлющий характер созданной Л. Козером теории проявляется в том, что она охватывает широкий круг переменных явлений: 1) причины конфликта; 2) остроту конфликта; 3) длительность конфликта; 4) функции конфликта.
В схожем с Л. Козером русле развивает концепцию социального конфликта современный немецкий социолог, который работает в Англии, Г. Дарендорф (род. 1929). В книге "Выход из утопии" (1967 г.) он доказывает, что теория конфликта идет на смену позитивизма и социологам надо отвести место в социологии для "конфликтной модели общества". Г. Дарендорф предложил конфликтную модель общества, которая включает четыре положения, в определенной степени противоположные положением функціоналістської модели:
• каждое общество всегда находится в состоянии изменений;
• в каждом обществе всегда существуют элементы несогласия, которые ведут к" общих конфликтов;
• каждый элемент общества может способствовать его интеграции и изменениям;
• любое общество базируется на насилии одних членов общества (или группы) над другими, которые всегда будут бороться против своего угнетенного положения.
Теория социального конфликта, по мнению Р. Дарендорфа, должна ответить на следующие три вопроса: 1) каким образом в структуре общества появляются группы, которые находятся в состоянии конфликта? 2) какие формы может набрать борьба между этими группами? 3) какого рода конфликт между этими группами влияет на изменение структуры общества? Ответ на эти вопросы дает сам Дарендорф в книгах "Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе" (1957 г.), "Очерки по теории общества" (1968 г.). Он доказывает, что группы появляются среди тех, кто власть имеет и хочет ее сохранить, и тех, кто их хочет изменить. Конфликт проявляется не сразу, а лишь тогда, когда каждая из групп осознает свое положение и начинает требовать изменения статус-кво.
За Дарендорфом, социология должна заниматься изучением поведения людей в точке пересечения общества и отдельного человека. При этом общество трактуется как любой вид социальной связи, от самого узкого (контактная группа) до широкого (человечество в целом). Основу взаимодействия в системе "индивид - общество" составляют нормы, которые задают определенное поведение. Понятие "социальная роль" - очень важное понятие в социологии Дарендорфа, поскольку в нем фокусируется сразу несколько принципиальных моментов:
• отдельному человеку роль приписывается, задастся, то есть по отношению к ней роль носит нормативно-принудительный характер;
• и на уровне индивида, и на уровне общества существует иерархия ролей;
• роль - это воплощение определенных отношений на поведенческом уровне.
Неравенство ролей, которая порождается социальным неравенством, ведет к конфликту. Способами разрешения социального конфликта не может быть ни его игнорирование, ни подавление. Конфликт можно не "развязать", но на него можно влиять, его можно регулировать путем доказательств, посредничества, компромисса, уступок, арбитража и т. д.
Острота конфликта и оперативность его регулирования зависят от типа социальной структуры, степени ее открытости. Наиболее адекватной формой общества является демократическое, открытое високомобільне общество, в котором развертывание и протекание конфликтов предельно формализовано.
В последние 10 - 15 лет заметно усилился интерес к концепции социального конфликта как в США, так и в Европе, в том числе и в Украине, где в 90-х гг. по инициативе профессора М. И. Пирен проведено пять международных научных конференций по проблемам социального конфликта. Интенсивно развиваются новые подходы, которые учитывают многомерность социальных отношений и многоуровневость понятий конфликтов. В наше время, по сути, происходит институционализация конфликтологии - интегративной науки, которая изучает проблемы, связанные с теорией и практикой проблемных ситуаций (как на макроуровне, так и на микроуровне), выясняет природу, динамику и диагностику конфликтов, причины возникновения конфликтов, формы их проявления, решения, прогнозирования.