Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология: общий курс. Учебное пособие для студентов высших заведений образования Украины

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

 

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

Раздел 3.

 

ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ

3.4. Символический интеракционизм

 

Символический интеракционизм - один из наиболее интересных и продуктивных направлений в современной социологии, который сводит содержание социальных процессов к взаимодействию индивидов в группе и обществе. Основателем теории символического интеракционизма был американский социолог профессор философии Чикагскому университета Дж. Мид, который признавал превосходство социального над индивидуальным и стремился преодолеть ограниченность той исследовательской традиции, в которой индивид и общество протиставлялись друг другу. В работе "Разум, Я и общество" (1934 г.) Мид подчеркивает, что социальный мир индивида и человечества переполняется социальными взаимодействиями, в которых большую роль играет "символическое окружение". Общение между людьми осуществляется при помощи особых средств - символов, к которым Мид относил жест и язык. Социальная жизнь зависит от нашей способности воображать себя в других социальных ролях, а это принятие роли других зависит, в свою очередь, от нашей способности к внутреннему диалогу с собой. Общество трактовалось Дж. Мидом как обмен жестами, что предполагает использование символов.

В наиболее четкой и краткой форме основные моменты теории символического интеракционизма изложены в работе Г. Блумера (1900 - 1987 гг.) "Символический интеракционизм: перспективы и метод" (1969 г.). Разные течения теории символического интеракционизма акцентируют внимание на различных частях этой теории. Так, Чикагская школа сосредотачивается на осуществлении взаимодействия и процессе интерпретации; школа университета Айовы пытается формализовать исследования и их результаты, разрабатывает измерительные процедуры и шкалы оценок, предполагая, что человеческое "Я" есть, стабильное и относительно неизменное. Еще одно направление теории символического интеракционизма - "ролевая теория". В 1970-е гг. символический интеракционизм считался основной альтернативой функционализма и теории социальных систем (особенно в том виде, в котором они развивались Т. Парсонсом), которые составляли в то время господствующую парадигму в американской социологии. Кроме того, данный подход имел важное значение в социологии как критика позитивизма. В последнее время наиболее существенной разработкой в теории символического интеракционизма является классификация техник и стратегий общения Е. Гоффмана (1922 - 1982 гг.).

Таким образом, символический интеракционизм это исследование отношения между личностью и обществом в качестве процесса символического общения между социальными деятелями. Развитие этой концепции способствовал анализа роли, социализации, коммуникации и действия. Символический интеракционизм имел значительное влияние на социологию девиантного поведения благодаря предложенному им понятию карьеры, которое используется в исследованиях преступного поведения. Интеракционистский Подход является теоретической основой теории наклеивания ярлыков, исследований стереотипов и стигмы. Інтеракціоністи сделали весомый вклад в медицинскую социологию, исследовав взаимодействия между врачом и пациентом. Современный символический интеракционизм масс тенденцию к анализу общества как образование, которое возникает на основе без - конченных трансакций социальных деятелей. Символический интеракционизм критикуется за то, что он не уделяет достаточного внимания различным моментам объективного ограничения социального действия. Его истоки связаны с понятием самости в том виде, в котором оно разрабатывалось Дж. Мидом, который утверждал, что решающее значение для самости как социального феномена имеет рефлективность. Социальная жизнь зависит от нашей способности воображать себя в других социальных чертах, а это принятие роли зависит, в свою очередь, от нашей способности к внутреннему диалогу с собой.

Мид предпринимает попытки создать специальную теорию человеческой эволюции. Отвечая на вопрос, что отличает человека от животного и делает ее личностью, Мид подчеркивает, что специфика человека определяется отсутствием в ней развитой системы инстинктов как основных регуляторов поведения. Именно поэтому человек имеет способность изобретать символы, что является основой сознательного приспособления к окружающей среде, сознательного поведения и самонаблюдения. Главной характеристикой человеческого действия является использование символов. Мид различает две формы или две ступени социального действия:

степень обобщения с помощью жестов;

степень символично опосередкового общения.

Общение с помощью жестов характеризуется тем, что оно есть если бы сокращенной, звернутою схеме действия, по которой отдельным жестом (движением) можно восстановить действие в целом. Такого рода жесты, которые берут на себя функцию координации поведения, представляют собой прообраз языка.

Символическая опосредованное взаимодействие, то есть в первую очередь взаимодействие с помощью языка, характеризуется тем, что:

порождает примерно одинаковые реакции при общении с любым индивидом;

позволяет ставить себя на место другого;

позволяет видеть себя глазами другого человека.

Возникновение символически опосредованного взаимодействия Мид объясняет функционально - необходимостью координировать поведение людей, потому что у них нет надежных инстинктов, и антропологически-способностью человека к созданию и использованию символов. Значимые символы могут выполнять свою координирующую функцию лишь в том случае, если они являются достоянием группы. Понятие "мать", "отец", "хорошо", "плохо" и т. д. в своем звучании и специфическом значении является достоянием группы, откуда отдельный индивид эти значения и приобретает. Человек становится членом общества по мере того, как усваивает образцы и нормы групповой действия.

Понятие "значимый символ" относится прежде всего к языку. Мид отмечает, что на самом деле партнеры во время общением никогда не говорят на совершенно одинаковом языке. Вследствие этого часто возникают ситуации недопонимания или ошибочного понимания, что ведет к нарушению взаимодействия. Эти нарушения (искажения) могут быть исправлены с помощью метакомунікації, то есть такого общения, в процессе которого партнеры сравнивают содержание понятий, применяемых ими, и вырабатывают общую систему значений. Отсюда следует, что:

человек осуществляет деятельность в отношении объектов на основании тех значений, которые она им предоставляет;

сами эти значения являются продуктом социального взаимодействия;

значения возникают и изменяются посредством их интерпретации, переопределение.

Общество, за Мидом, - это совокупность лиц, с которыми индивид поддерживает взаимодействия и чьи позиции, чье отношение .есть для него основой самопонимания и планирования собственных поступков. Возникновение общества Мид объясняет в конечном счете физиологическими причинами - необходимостью удовлетворения определенных потребностей, прежде всего потребностей в пище и продолжении жизни. Но даже в удовлетворении физиологических потребностей индивид "завязан" на других людях.

Символические інтеракціоністи выделяют реальное и идеальное общество, рассматривая их через призму широты и качества взаимодействия. Идеальное общество они характеризуют всезагальністю норм и втягиванием в процесс коммуникации всего человечества. Предпосылки возникновения идеального общества они видят в расширении мирохозяйственных связей, политических союзов государств, универсальных религий. При нем они подчеркивают конструктивную роль социальных конфликтов.

Существенное значение для развития современной социологии масс ролевая концепция символического интеракционизма. Поведение человека, согласно этой концепции, обусловлена структурой его личности, его социальной ролью и восприятием установок "обобществленного другого". Многомерную поведение человека можно представить в виде определенного набора социально-типичных, устойчивых шаблонов его поведения - "ролей", которые человек играет в обществе. Согласно символического интеракционизма, анализ "ролей" человека дает прочные основания для суждения не только о его поведении, но и о его личности, поскольку ее внутренняя импульсивность и нормативная противоречивость отражается в любых поведенческих акциях.