ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
Раздел 3.
ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ
3.2. Структурный функционализм
Структурный функционализм (или структурно-функциональный анализ) - один из наиболее важных и сложных направлений современной теоретической социологии, возникновение которого в определенной степени объективно связано с широким развитием эмпирической социологии. До середины 30-х гг. XX в. социологи США накопили значительный эмпирический материал, осуществив большое количество разнообразных по масштабу и тематике эмпирических социологических исследований, которые, однако, не выходили за рамки отдельных регионов страны и касались лишь некоторых проблем общественной жизни. Анализируя эмпирические данные, они получали лишь частичные обобщения локальных явлений или классов явлений, увеличивая численность "дискретных теорий". Но чем больше появлялось таких теорий, тем острее осознавалась необходимость разработки систематической теории науки ... теории, которая могла бы объяснять эмпирические факты социальной действительности.
За решение этой задачи взялись ведущие социологи США Толкот Парсонс и Роберт Мертон, которые в разные годы занимали пост президента Американской социологической ассоциации (1949 и 1957 гг. соответственно). Именно Т. Парсонс в работах "Структура социального действия" (1937 г.), "Социальная система" (1951 г.), "Социальная система и эволюция теории действия" (1977 г.) и Г. Мертон в исследованиях "Социальная теория и социальная структура" (1975 г.), "Социальная структура и автономия" (1966 г,), "Социология науки" (1973 г.) разработали основные принципы структурно-функционального анализа.
Ключом ко всей социологической концепции Т. Парсонса есть категория равновесия, ибо общество, по ученым, может существовать и самозберігатися только в равновесии. Нарушение равновесия означает дестабилизацию или гибель социальной системы. Отсюда основная задача социологии - дать рекомендации по стабилизации общества, то есть по поддержанию равновесия в социальной системе.
Ни одна социальная система - общество в целом, производственная единица, отдельный индивид, не могут выжить, если не решены ее основные проблемы:
• приспособление к окружающей среде (адаптация);
• формулирование целей и мобилизация ресурсов для их достижения (целеполагание);
• поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пресечение возможных отклонений (интеграция);
• обеспечение внутренней стабильности, равновесия, самотождественности системы (латентность - поддержание образца).
На уровне общества в целом адаптации осуществляет экономика, функцию целеполагания - политика, функцию интеграции - право и культура, латентную функцию - институты социализации: семья, школа, церковь и т. д.
Стремясь ответить на вопрос, благодаря чему возможна совместная жизнь людей или общественный порядок, Т. Парсонс приходит к выводу, что объединяет общество не экономические отношения, а тс, что делает возможным само существование этих отношений, а именно: общность ценностей людей и взаимное соблюдение правил социального поведения, "правил игры ". Так Парсонс выходит на одну из центральных категорий - категорию социального действия. Ее специфика в отличие от физического и биологического действия заключается в:
а) символичности (т.е. наличии таких механизмов регуляции действия, как язык, традиции, ценности и др.);
б) нормативности (что указывает на зависимость индивидуального поведения от принятых в данном обществе правил и норм);
в) волюнтаристичності (что проявляется в зависимости социального действия от субъективных определений ситуации).
В предложенной модели социального действия основными составляющими элементами являются деятель, ситуация, ориентация деятеля на ситуацию. Деятель (им может быть как отдельный индивид, так и социальная группа) характеризуется активностью и способностью проанализировать ситуацию, поставить перед собой цель, определить способы и методы достижения этой цели. Ситуация - это разнообразные физические, культурные, социальные факторы, которые актуальны для субъекта в данный момент и от которых зависит его действие. При этом партнеры за взаимодействием является ориентированы на ожидания друг от друга и стремятся получить одобрение со стороны значимых других. Окончательно структуру социального действия определяют:
• система норм и ценностей, которая в общих чертах соотносит цель с ситуацией, ограничивая выбор, диапазон средств, возможного и невозможного;
• принятие индивидуальных решений о путях достижения цели;
• имеющиеся средства и условия.
Парсонівеька модель социального действия включает в себя четыре подсистемы: социальную, культурную, личностную, органическую. Социальная подсистема обеспечивает интеграцию действий субъектов. Культура содержит наиболее общие образцы действий, принципы выбора целей, ценностей, верований, знаний, то есть значения, которые реализуются в действия, и средства прогнозирования этих значений. Организм в этой схеме может рассматриваться как подсистема, которая обеспечивает физическими и энергетическими ресурсами деятеля для взаимодействия со средой. Тем самым действие вступает упорядоченного характера и освобождается от внутренних противоречий.
Развитие общества имеет, по Парсонсом, эволюционный характер. Среди всех процессов изменения общества он выделяет процесс усиления адаптивных возможностей и рассматривает его в основном в рамках общей традиции функціоналізма, основанной еще Г. Спенсером. Т. Парсонс исследует дифференциацию основных элементов и подсистем общества. Занимая определенное место в обществе, эти элементы и подсистемы со временем делятся в масштабе более широкой системы на элементы и подсистемы, которые различаются одновременно по структуре и по функциональной роли. Процессы дифференциации порождают проблемы интеграции. Выделив три типа обществ (примитивное, промежуточное, современное), Парсонс отмечает, что главным признаком наиболее примитивного типа общества является достаточно низкий уровень диференції между его основными подсистемами.
Что касается Г. Мертона, ученика Т. Парсонса, то, стремясь преодолеть ограниченность структурно-функционального анализа, он сформировал собственную парадигму, сосредоточив внимание на теоретических и эмпирических возможностях функционального подхода для более тонкого объяснения социальных явлений. Положив в основу своего подхода комплексное понятие "функционализм", он стремится доказать, что взаимосвязь общества в целом и его отдельных частей обеспечивается самыми разнообразными и специфическими функциями, которые могут наблюдаться и многократно повторяться в конкретных объектах и фактах. Задача социолога состоит в том, чтобы "не рассуждать о внутреннем содержании социологических фактов и объектов, а просто рассматривать реальные, зримые, доступные для изучения и обобщения последствия функций".
Для наблюдения и изучения функций Г. Мертон предлагает методологический инструмент, который называет "теории среднего радиуса действий". Суть этих теорий он сформулировал так: "Это теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но также необходимыми рабочими гипотезами, которые многочисленно-возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватывающими систематическими попытками развить единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений ". Именно здесь , на среднем уровне, как подчеркивает Г. Мертон, социология выполняет свою основную роль в обществе, ибо это "именно та социальная наука, которая оперирует теориями среднего радиуса охвата, концентрирующими в себе факторы реального управления социальными процессами с учетом конкретных эмпирических исследований и отвергающими метафизические претензии на всеохватность и универсальность ". Понятно, что таким утверждением Г. Мертон выразил свое несогласие с теорией структурного функционализма Т. Парсонса, которая претендовала на эти качества всеохопленості и универсальности.
Г. Мертон выделяет три ключевые условия и требования функционального анализа, которые по его мнению, приобретают характер аксиом - "функциональное единство", "функциональная универсальность" и "функциональная принудиловка". "Функциональное единство" социологического анализа Мертоном определяется не "сверху", не с помощью какой-либо теории, а в бесконечной глубине социальных фактов, которые благодаря своей функциональной определенности являются интегрирующими факторами социальной жизни. Функциональные качества являются универсальными, они представлены во всех формах культуры, что легко увидеть при их анализе. В целом функциональный анализ применим только к стабильным и стандартизированным объектам (социальные роли, социальные процессы, институционные объекты, социальные структуры, средства социального контроля и т. д.)
Г. Мертон подробно раскрывает понятие "функция". Функция - это те следящие следствия, которые служат саморегуляции данной системы или приспособлению ее к среде. Дисфункция - это те следящие следствия, которые ослабляют саморегуляцию данной системы или ее приспособленность к среде. В проявлении функции может быть две формы - "скрытая и явная. В том случае, когда внутренняя смысловая мотивация совпадает с объективными последствиями, проявляется явная функция. Именно так она осознается участниками поведенческой системы или ситуации. "Скрытая" ("латентная") функция этих проявлений не имеет.
Такова функциональная система Г. Мертона, которая, безусловно, имеет целый ряд положительных свойств, в частности:
• тесная связь с "человеческой реальностью", которая должна быть постоянно в поле зрения социолога;
• возможность сохранить теоретическую "научность ", исключая при этом метафизический и мировоззренческий груз общего социально-философского учения;
• смысловая и понятийная наглядность, что особенно характерно для его "теории среднего радиуса действия", которые демонстрируют свою инструментальность, убежденность, інтерпретативність в глазах менеджеров и социальных исследователей несоціологічного профиля.
И в заключение отметим, что если Т. Парсонс уделил основное внимание анализу механизмов поддержания "социального порядка", то Г. Мертон сосредоточил свои усилия на изучении дисфункциональных явлений, возникающих вследствие напряжений и противоречий в социальной жизни. Однако, структурный функционализм воспринимается и его сторонниками и его противниками как достаточно единственная теоретическая парадигма с устоявшимися традициями и направлениями анализа. Он был и остается главной формой теоретических суждений об обществе, основным способом мышления, пригодным для науки социологии как самостоятельной дисциплины.