РАЗДЕЛ 3.
РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ (РОССИЙСКОЙ) ПСИХОЛОГИИ
3.2. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ
Смутное время, всплески революционного движения в России, первая мировая война, каскад восстаний и революций и, наконец, гражданская война, и разруха отвергла мощное, богатое государство почти на сто лет назад во всех направлениях ее развития. Приход советской власти пагубно отразился на развитии психологии. Психологию срочным порядком начали подгонять под "рамки коммунистической идеологии" и усеченной советской философии. Дошло до того, что запретили педологію и даже покушались на педагогическую психологию, (уже не говоря об учении С. Фрейда и др.). А тем временем в военных академиях (им. Дзержинского, Генерального штаба), в Высшем техническом училище им. Баумана, в структурах КГБ/НКВД) психологию изучали в полном объеме.
Наряду с такими именами, как Л.С.Виготський, Г.І.Челпанов, Н.Н. Ленге необходимо иметь сведения и о других психологов:
БЛОНСКИЙ П. П. (1884-1941 гг.). Российский (советский) психолог и философ. Доктор педагогических наук, профессор. Преподавал психологию, философию и педагогику в МГУ, Основные труды: "Современная философия" (1918); "Трудовая школа"(1922); "Педагогика"(1924); "Педологія"(1925); "Очерки детской сексуальности"(1935). В 1919 году организовал и возглавил академию социального воспитания. С 1920 по 1928 год был лидером отечественной педологии. С 1922 года был одним из лидеров и основателей Русского психоаналитического общества.
Разработал генетическую (стадіальну) теорию памяти, согласно которой различные виды памяти (моторная, аффективная, образная, вербальная) соответствуют этапам развития человека, его речи, мышления и деятельности.
Он рассматривал психологическую науку как науку о поведении живых организмов; был апологетом трансформации всей психологии в социальную, поскольку поведение человека, как считал Блонский, следует рассматривать как одну функцию социальной жизни. Изучая механизмы памяти, Блонский выделял моторную, образную, вербальную, аффективную память по генетическому принципу, он исследовал также процесс развития мышления, сексуального развития детей, в определенной степени повлиял на одного из великих психологов - Л. С. Выготского.
ШПИЛЬРЕЙН С. М. (1885-1942 гг.). Российский ученый. Окончила Цюрихский университет, а в 1911 г. защитила докторскую диссертацию. В 1912 г. появилась его работа "Разрушение как причина становления", где она завбачила принципиально важную идею Фрейда, признав садистский компонент сексуального влечения как "деструктивное" поезд. Общепринято считать Шпильрейн ученицей Юнга и наставником Же. Пиаже.
УЗНАДЗЕ Д. М. (1886-1950 гг.). Грузинский (советский) психолог и философ, разработавший обще-психологическую теорию установки. Один из основателей Тбилисского университета, где сформировал отделение психологии, директор института психологии АН Грузии. Автор работ "Основные положения теории установки" (1961 г.) и "Экспериментальные основы психологии установки" (1966 г.). Образование получил в Лейпциге (1909 г.) и Харькове (1913 г.). Дал собственное методологическое трактовку понятию установки как границы между субъективным и объективным, которая связывает психическое не только с психическим же, но и с физическим. Установка описывается как целостный, недифференцированный и бессознательное состояние субъекта, предшествующее деятельности и выступает звеном, которое опосредует связь между психическим и физическим и позволяет снять постулат непо-середності. Возникает при столкновении потребности субъекта и объективной ситуации ее удовлетворения.
Являясь автором оригинально-обще-психологической концепции установки, что эксплицирует - трактует обще закономерные процессы развития и функционирования психики в процессе цілеінтенціональної деятельности индивида. Узнадзе утверждает, что определенная граница, демаркационная линия между субъективно-психическими и объективно-физическими феноменами - условиями, не только разъединяет те или иные явления, но и интегрирует-консолидирует ранжирні ряда факторов-кондиций-форм-явлений, коррелированных-імпліційованих-ассимилированных с дифференциальными психофункціями-психопроцесами субъектов, что немного сближает такая трактовка с аксиомами - тезисами Фрейда, учеником которого Узнадзе себя всегда считал.
РУБИНШТЕЙН С. Л. (1889-1960 гг.). Психолог и философ. Один из создателей діяльністного подхода в психологии. Философское и психологическое образование получил в Марбурге. С 1942 г. в течение нескольких лет был директором института психологии. В 1943 году создал в МГУ имени М. В. Ломоносова кафедру, а затем отделение психологии, а в институте Философии АН СССР - сектор психологии (1945 г.). В статье "Принцип творческой самодеятельности", написанной еще в 1922 году. Ученый сформулировал принцип единства сознания и деятельности, что в дальнейшем - в 30-е годы - был положен в основу его деятельностного подхода.
Рубинштейн разрабатывал системно-діяльністний подход и в психологии, и в философии, и в педагогике. Субъект и его психика, психофеномени формируются-еволюціонізуються-інкарнуються изначально в праксіологічній деятельности-активности и поэтому в кардинально-психологическом аспекте должны исследоваться-интерпретироваться, по мнению Рубинштейна, как опосредованные звенья его труда, процессов познания, процессов воспитания, процессов обучения.
ШПИЛЬРЕЙН И. Н. (1891-1937 гг.). Известный советский российский психолог, один из создателей российской психотехники. Высшее образование получил в университетах Гейдельберга и Лейпцига. Был арестован в 1935 г. по обвинению в контрреволюционной пропаганде и троцкізмі и расстрелян. Реабилитирован посмертно. Занимался проблемами психологии труда (рационализация труда, утомление, автоматизация трудовых действий, профориентация, профдобір).
Основные интересы ученого лежали в области психотехники. Изучал поведение человека.
М'ЯСИЩЕВ В. М. (1892-1937 гг.). Ученый занимался, в основном, психологией личности. Его идеи: ядро личности субъекта и есть квинтэссенция индивида, константно-сгіроектованна на преобразование существующей реальности. Ядром субъекта является инди-відуально-целостная модель, система, состоящая из субъективно-ориентационных, сознательно-гностических, субъективно-селекционных коррелят - отношений к отосу, к действительности.
БАСОВ М. Я. (1892-1931 гг.). Известный психолог, ученик А. Ф. Лазурского. Широко известен своей критикой бихевиористского и рефлексологічного подходов к анализу психики. Предложил включить переживания в понимание поведения, рассматривается в социально-культурной и исторической обусловленности. Он проводил также исследования в области детской психологии и педологии.
Ученый разработал методику психологических наблюдений за детьми дошкольного возраста. В своих монографиях обосновал превальовану необходимость объективного исследования психической активности, деятельности индивида, а не поведения, как трактовали рефлексологи и бихевиористы. Басов считал, что человек есть активный субъект в среде, он апеллировал к историко-социокультурной детерминации индивидуального поведения человека и считал, что акты поведения индивида зависят от ценностей (достижений) науки и культуры.
СМИРНОВ А. О. (1894-1980 гг.). Психолог - универсал, специалист, прежде всего в области психологии памяти, а также общей, возрастной, педагогической психологии и истории психологии. Экспериментально доказал, что характер непроизвольного запоминания связан со структурой деятельности субъекта.
ТЕПЛОВ Б. М. (1896-1965 гг.). Выдающийся психолог, основатель школы дифференциальной психологии. Основываясь на учении И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, он предложил теорию индивидуальных различий человека. Ученый также занимался проблемой способностей. ("Психологіямузичних способностей"; "Ум полководца"), рассматривая связь природных задатков и прижизненного формирования.
Теплов обосновал программу исследования-интерпретации физиологических основ индивидуальных диференціацій психологии субъекта. Он изучал свойства нервной системы, репродуктував-создавал модусы, связанные с экспериментально-объективно-эмпирической диагностикой, исследовал психологическую инкарнацию самых свойств-предикатов и их конституирования на базе индивидуально-апостериорной стилистики деятельности-активности субъектов.
ГЕЛЛЕРШТЕЙН С. Г. (1896-1967 гг.). Психолог, один из основоположников советской (российской) психотехники. Проводил исследования упражнения простой и сложной сенсомоторной реакции. Занимался также проблемами восстановления утраченных во время войны психических функций.
АНОХИН П. К. (1898-1974 гг.). Российский (советский) физиолог и психолог. Предложил собственное понимание подкрепления, что отличается от классического общепринятого. Оно рассматривается ученым как основанное на сравнении того результата, который нужно достичь (акцептора действия), с динамически возникающей обратной афферентации, что свидетельствует об адекватности неадекватности реакции. На этой основе им была разработана теория функциональных систем.
ЗЕЙГАРНИК Б. В. (1900-1988 гг.). Советский психолог. Психологическое образование получила в 20-х годах в Германии; в лаборатории К. Левина осуществила всемирно известные исследования забывания завершенных и незавершенных действий. В этих исследованиях было показано, что незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные в 1,9 раза, что получило название "эффекта Зейгарник". Далее исследовательница занималась проблемами патопсихологии, в частности мышления, используя при этом методологию деятельностного подхода.
ГАЛЬПЕРИН П.Я. (1902-1988 гг.). Советский (российский) психолог. Автор теории поэтапного формирования ментальных действий. Он понимал психопроцеси как специфический вид ориентированной активности, а в связи с этим ученый проявлял специфику освоения ребенком социального опыта. Ученый исследовал также проблемы внимания "языкового сознания", и, в контексте самих построений, изучил соотношения обучения, умственного развития и формирования креативного мышления индивида на определенных этапах развития. Он разработал и исследовал концепцию дифференциальной диагностики умственно-интеллектуального развития ребенка.
БІРЕНБАУМ Г. В. (1903-1952 pp.). Советский психолог. С 1923 по 1931 год (с перерывом) училась в Берлинском университете. Сначала работала в лаборатории Курта Левина, а затем - в Л.С.Виготського. В дальнейшем проводила исследования в больницах городов Ульяновска и Рязани.
ЛЕОНТЬЕВ A. M. (1903-1979 гг.). Выдающийся советский (российский) психолог, исследовал механизмы формирования высших функций. Работы Леонтьева практически соотносятся со многими проблемами психологии проблемами эволюции психики в филогенезе, роли деятельности животных в этом процессе; проблемы возникновения и эволюция сознания в антропогенезе, в связи с эволюцией коллективно-трудовой деятельности индивида, проблемами, связанными со структурными моделями сознания. Ученый исследовал, также емотивно-мотивационную сферу личности, историческую методологию психологии, а, основываясь на философско-культурно-исторических теориях, Леонтьев продуктивно выдвинул и подетально проанализировал оригинальную психологическую концепцию деятельности индивида.
ЗИНЧЕНКО П. И. (1903-1969 гг.). Советский (российский) украинский психолог. В 30-е годы в рамках исследований, проводимых в Харьковской психологической школе, разрабатывал проблемы памяти, в частности непроизвольного запоминания. Ученый пришел к заключению, что непроизвольное запоминание имеет прямую зависимость от характера и структуры деятельности человека. И далее: лучше запоминается то, что маєвідношення к цели деятельности, а не просто находящееся в поле зрения, но не включенное в деятельность. Им была исследована динамика забывания и воспроизведения школьных знаний.
ЗАПОРОЖЕЦ О. В. (1905-1981 гг.). Советский психолог. Ученик Л.С. Выготского. В 30-е годы в рамках исследований, проводимых в Харьковской психологической школе, занимался проблемой возникновения психики в филогенезе (вместе с А. М. Леонтьевым). Было показано и доказано, что в основе любого познавательного процесса лежат практические действия, в частности, что восприятие и мышление являются системой свернутых перцептивных действий, в которых происходит уподобление основным свойствам предмета и, за счет этого, формирование перцептивного или мыслительного образа. Далее ученый разрабатывал положения о развитии эмоций как процесса постепенного овладения действиями оценки смысла ситуации. Запорожец создал концепцию возникновения и развития произвольных движений и действий, где, в частности, обобщил опыт восстановления движений у раненых во время отечественной войны.
Вместе с Л. С. Выготским и А. М. Леонтьевым А. В. Запорожец работал над проблемами, связанными с моделью действия индивида. Он разрабатывал основы психологической теории деятельности в онтогенетических експлікаціях, а также объяснял роль практических действий, практической активности в эволюции гностических процессов. Ученый убедительно доказал, что в интродукции любого гностического процесса ребенка лежат его практические действия и на них в дальнейшем базируется все. Мышление, за Запорожцем, у ребенка дифференцируется как действенно-ментально-практическое обобщение, что влияет на структуру и механизмы поведения, активности ребенка, всей его жизнедеятельности.
АНАНЬЕВ Б. Г. (1907-1372 гг.). Советский психолог, последователь В. М. Бехтерева, предложивший систему человекознания, в которой были интегрированы данные различных наук о человеке (как индивид, личность и индивидуальность). Ученый проводил исследования в области чувственного восприятия, психологии общения, восстановления трудоспособности раненых и др. Единую концепцию человекознания как специфическую комплексную дисциплину, которая объединяет различные достижения наук о человеке, он классифицировал в четырех аспектах:
1) человек как биологический вид;
2) онтогенез и жизненная эволюция человека как индивида;
3) исследования - анализ человека как личности;
4) глобальные проблемы человечества.
Ананьев высказался о субординационные уровне организации самого человека: а) индивид; б) личность; в) индивидуальность. Он считал, что индивидуальность эволюционирует на основе взаимосвязи особенностей индивида как личности и симультанна как субъекта деятельности, активности, детерминированные природными свойствами человека.
БОЖОВИЧ Л. И. (1908 - 1981 гг.). Советский (русский) и украинский психолог, одна из учениц Л. С. Выготского, входила в Харьковскую школу, развивавшей идеи активно - деятельностного подхода в психологии. Божович изучала гностические интересы школьников, а также осуществляла дифференцированный подход к выявлению мотивов учебной деятельности и их корреляции с социальными мотивами; исследовала проблему личностных конфликтов среди детей. Работала в сфере детской психологии.
СПИРКИН А. Г. (1981-1996 гг.). Советский философ и психолог. С 1946 года ведет преподавательскую работу. С 1974 г. - академик. Основные труды по проблемам сознания и самостоятельности.
ІЛЬЄНКОВ Е. В. (1924-1979 гг.). Советский ученый специалист в областях психологии, философии, педагогики. В 1968 г. защитил докторскую диссертацию "К вопросу о мышлении".
Автор концепции культурно-исторического развития человека. Ученый обосновал фундаментальную роль идеального (идеала) в личностном становлении индивида. Идеальное, по мнению Ильенкова - это способность человека строить свою деятельность в соответствии с формой любого другого, а также в согласовании с перспективой (логикой) изменения этого другого развития человеческой культуры.
ДРІДЗЕ Т. М. (1930-2000 гг.) Советский (российский) психолог. Доктор психологических наук, профессор. Основные работы: "Организация и методы лингво-психологического исследования массовых коммуникаций" (1979 г.); "Язык и социальная психология" (1980 г.); "Текстовая деятельность в структуре коммуникаций" ; "Проблемы семісоціології" (1984 г.); "Екоантро-поцентрична парадигма в социальном познании и социальном управлении (1998 г.)
Дрідзе является учредителем лінгвосоціопсихології (шире - семопсихологія). Лінгвосоціопсихологія - наука о процессах функционирования текстов в обществе. В лінгвосоціопсихології рассматривается не формальная структура языка, а содержательная (информационно-содержательная) структура процессов текстотворень и самих текстов как продуктов этих процессов. Лінгвосоціопсихологія опирается не только на накопленные наукой знания о языке и речи, но и на знания о человеке как активного субъекта деятельности, который не только познает, но и творит окружающий мир. Лінгвосоціопсихологія акцептирует свое внимание на подсистеме человеческой деятельности - текстовой деятельности. Особая роль этой деятельности в том, что она не только рядом со всеми другими видами деятельности человека, пронизывая, связывает их в единое целое, но и еще самостоятельной мотивированной и целенаправленной предметной деятельностью, что существенно влияет на образ жизни людей, на социокультурные процессы. Дрідзе продемонстрировала на практике плодотворность своего творческого подхода. Она разработала теоретический подход к анализу текста, что наиболее адекватно отражает основные семантические этапы, которые использует читатель или слушатель при смысловом восприятии текста. Информационно-целевой анализ на выявление негативных эффектов смысловых різнопрочитань - "эффект смысловых ножниц", который может быть описан как возникновение смыслового "вакуума", вызванного несовпадением "смысловых фокусов" общения в ходе обмена текстовой деятельностью. Этот эффект, негативно влияет на межличностные связи, может вызвать серьезные социальные последствия.
НЕБИЛІЦИН В. Л. (1930-1972 гг.). Советский психолог, разрабатывал гипотезы об обратной зависимости между силой нервной системы, что модулирует, и сензетивністю, а также концепции факторного анализа и электроэнцефалографические методики в исследовании физиологического базиса специфіко-индивидуально-психологических диференціацій, что способствовало выделению таких предикатов - свойств нервной системы, как мультидинамічність нервной системы, согласно самобытного психофункционального анализа по изучению производственной, учебной и другой деятельности. Он также концептував специфическую интерпретацию темперамента индивидов.
ОВЧАРЕНКО В. И. (народ, в 1943 г.) Российский (советский) и белорусский психолог, философ, социолог и историк. Окончил Белорусский государственный университет. Доктор наук, профессор. Преподавал в Белорусском университете и в Московском государственном лингвистическом университете.
Основные произведения: "Психоаналитический глоссарий"(1994 г.); " Социологический психологизм" (1990 г.); " Антология российского психоанализа" (1992 г.).
В 1990 г. опубликовал основы концепции социологического психологизма - отрасли знания и междисциплинарного плюралистического направления социальной мысли, принимающего в качестве предпосылки и объяснения социальных явлений и процессов действие и взаимодействие общественных, групповых и индивидуальных психических явлений, процессов и факторов. Ввел в оборот категории; "понятийно-проблемные комплексы", "дисперсионное психоаналитическое среда".
Авторы ни в коей мере не претендуют на полное изложение материала по развитию российской (советской) психологии как в XIX, так и в XX веках.