РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ ОТ ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО СОВРЕМЕННОСТИ
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ: ЗАПАДНАЯ И РОССИЙСКАЯ ТРАДИЦИИ
4. Политическая мысль Нового Времени: социальная концепция
В этот период гражданскую концепцию политики меняет социальная, объектом рассмотрения которой становится уже не индивид, нация, класс, человечество. При определении характера государства внимание сосредотачивается не на законах, которые здесь действуют, а на истории государства, а также на экономических проблемах.
Выдающийся французский просветитель Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) вошел в историю политической мысли как идеолог Французской революции, теоретик и пропагандист идей демократизма, равенства, справедливости, братства, определяющей роли гражданского общества в цепочке политических взаимоотношений общество - государство - личность. Его самые известные работы - «Об общественном договоре, или Принципы политического права» и «Размышления о происхождении и основные неравенства между людьми». Как утверждал Ж.-Ж. Руссо, в результате появления частной собственности, расслоение на богатую и бедных и в результате заговора богатых возникло государство мин насильственного увековечения рабства и неравенства. Сила стала превращаться в право, смирение - в обязанность, естественная равенство - равенство в бесправии, равенство в рабстве. Вот почему возникла необходимость построения демократического государства на основе общественного договора, установление подлинного народного суверенитета. Идея народного суверенитета является ведущей в его учении. Основой всякой законной власти является согласие людей, проявлением которой выступает общественный договор. Суть этого договора заключается в том, что каждый человек отдает себя под высшее руководство общей воли и тем самым становится ее участником. Вся власть таким образом переходит к ее носителя - суверена, которым являются все участники договора, то есть народ. Суверенитет не может быть передан отдельному лицу, не может быть ограничено никакими законами. Тем самым Ж.-Ж. Руссо отрицал идею разделения власти и представительную форму ее осуществления. Суверенная законодательная власть должна осуществляться только самим народом - сувереном. Отсюда вывод, что тех, кто сопротивляется общей воле, общество должно заставить ей подчиниться. Этот вывод Руссо па практике реализовали лидеры Французской революции и в несколько упрощенном виде - большевики в России.
Руссо решительно обличал роскошь нуворишей, выступал за утверждение социального равенства, ратовал за умеренность и гражданскую этику, а причину человеческих недостатков усматривал в особенностях политического строя общества, имеющихся видах и формах управления.
Для эффективного действия общей воли необходимо реализовать три условия. Первая - это социальное равенство. Частная собственность необходима, но собственность среди членов общества должна распределяться равномерно. Второе условие - политическое единство: каждый гражданин имеет право высказывать только свое собственное мнение. И третья - отказ от представительной власти: это рабство. Руссо выступал за прямую форму демократии.
Эти и другие демократические идеи мыслителя оказали чрезвычайно важное влияние в процессе подготовки и осуществлении Французской революции.
Политические взгляды английского государственного деятеля и мыслителя, теоретика консерватизма Эдмунда Берка (1729 - 1797) определяло стремление выяснить историческую перспективу политики.
Берк отрицательно относился к идее естественных прав человека. Для него государство и общество - результат естественной эволюции, подобно росту живых организмов, а не изобретение человеческого ума. Основополагающая цель государства - организовывать порядок и защищать закон. Социальная и политическая стабильность - ведущее положение его теории. Берк, в отличие от Руссо, упорно защищал представительную власть, считая, что парламент в Англии - это институт, с помощью которого меньшинство руководит большинством в приемлемой форме. Законодателей выбирают, но их деятельность не должна контролироваться народом. В большинстве случаев демократия, отрицая правления высших сословий общества, вызывает приход к власти посредственностей. На примере Французской революции Берк оценивал демократию как власть бардака и разврата.
По мнению Берка, общество следует реформировать ради его сохранения. Реформа должна уменьшить очевидное зло и этим ограничиться. Берк, в отличие от либералов, не доверял человеческой природе, сомневался в способности людей с помощью разума улучшить жизнь. Нельзя начинать реформы государства с ее свержения. Берк считал, что реформатор должен относиться к недостаткам государства, как к ранам отца, с благочестивым почтением и трепетной заботой.
Берк смотрел на цивилизацию как на хрупкую вещь, которую можно легко разрушить, если бы ее не защищали от человеческого безумия органическая целостность общества и примат действующих структур и ценностей над индивидами.
Французский мыслитель Шарль Алексис Токвиль (1805 - 1859) создал либеральную политическую теорию. Изучая источники и последствия Французской революции (1789-1794), Токвиль пришел к выводу, что изменения общественного строя возможны и без революции. В книге «Демократия в Америке» Токвиль утверждает, что демократические идеи (равенство) успешно пробивают себе дорогу во многих странах. По мнению Токвиля, для демократии характерны две нежелательные тенденции: а) отсутствие совершенного правительства; б) политическая тирания большинства. Представительная власть в значительной степени корректирует негативные тенденции демократии, но этого недостаточно. И все-таки демократия преобладает другие формы правления, поскольку способствует благополучию наибольшего числа граждан, обеспечивает политические свободы или широкое участие масс в политической жизни. Если со временем в Европе не сумеют установить власть большинства, то все мы рано или поздно окажемся под неограниченной властью меньшинства.
Для установления свободы и демократии прежде всего непроизводные представительная форма правления, разделение властей, наличие местного самоуправления, обеспечению свободы печати, совести, независимости судей, создание суда присяжных и т.д.
С целью предотвращения деспотизма необходимо, утверждает Токвиль, сознательно культивировать искусство добровольной политики и социальной кооперации, создавать свободные учреждения местного самоуправления. С их помощью люди могут непосредственно управлять обществом, генерировать политическую культуру и гражданский дух.
Либеральные идеи Нового Времени достаточно представлено в политическом учении Джона Стюарта Милля (1806-1873) - английского философа, общественного и политического деятеля, мониста и поборника равноправия. В труде «О свободе» он пришел к выводу, что индивид, которого прославляли его предшественники в середине XIX в., затерялся в толпе, а миром правит общественное мнение. Люди исходят из того, что главная цель общества - счастье. Главный вклад в счастье - это совершенная личность, первейшей потребностью которой является свобода. Индивидуальная свобода должна защищаться законом. Идеальный политический режим, в соответствии с Миллем, - представительная государство, важные признаки которой - достижение общественного согласия и необходимость политического воспитания граждан.
Парламент, за Миллем, не должен иметь права законотворческой деятельности. Это дело специальной комиссии. Функция парламента - одобрить или отклонить законы, подготовленные этой комиссией. Парламент имеет право законодательной инициативы - «заказ» законов. Исполнительная власть должна принадлежать небольшой группе специалистов, а парламент должен контролировать их деятельность, а также назначать премьер-министра как главу исполнительной власти. Премьер-министр наделяется правом распускать парламент.
Известны симпатии Милля к социализму. После знакомства с учением Сен-Симона Милль подверг сомнению преимущества общественного строя, основанного на частной собственности и конкуренции. Социализм, по его мнению, осуществимый, но в отдаленном будущем, когда духовная природа человека станет более совершенной. Капитализм он отвергал из-за того, что рабочие не имели доступа к управлению, а разделение общества на собственников и наемных работников не способствует политической демократии. Будущее он представлял себе как общество кооператоров, производственников, которое сохраняет частную собственность, но без его негативных качеств. Под влиянием идей Милля либеральные демократы начали движение влево, в результате чего многие из них отдал предпочтение социализму перед капитализмом.
Один из самых влиятельных авторитетов научной мысли XX в. - немецкий социолог и философ политики Макс Вебер (1864-1920). Он существенно развил теорию политики, обогатив ее прежде всего классификации типов легитимного господства (осуществления власти) и оригинальной трактовкой природы политической власти (концепция бюрократии).
Государство, считал Вебер, - это отношения господства людей над людьми, опирающиеся на легитимное насилие как средство. Вебер выделяет три типа легитимного господства. Первый - легальный - правовое государство, в котором подчиняются не личностям, а законам. Второй - традиционный, где подчиняются не только законам, а верят в святость издавна установившейся строя. Третий - харизматическое господство, поклонение харизматической лицу и установленном ею порядке.
М. Веберу принадлежит обстоятельная проработка теории бюрократии. Он определил бюрократию как систему управления, для которой характерны иерархия, безликость, непрерывность, конкурсный отбор. Эти компоненты обеспечивают эффективность управления, а бюрократия становится необходимым для индустриальных обществ. Управление экспертов - специалистов распространяется во всех политических системах независимо от типа и, кроме того, во всех организациях, где решаются сложные административные задачи: на предприятиях, в профсоюзах, политических партиях.
Вебер одним из первых обратил внимание на парадокс демократии: результатом вовлечения масс в социально-политической жизни является возникновение значительного количества организаций, которые впоследствии становятся деструктивными в отношении демократического функционирования.
Чтобы избежать тирании бюрократов, ученый предложил теорию плебисцитарной демократии, согласно которой харизматический лидер, избранный плебисцитарным путем (прямое голосование всего народа), имеет дополнить недостаточную легітимувальну силу парламентской демократии. Именно харизматический лидер, по мнению Вебера, может решить проблему взаимоотношений личности, общества и государства в XX в.