Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политология

РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ ОТ ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО СОВРЕМЕННОСТИ

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ: ЗАПАДНАЯ И РОССИЙСКАЯ ТРАДИЦИИ

5. Российская политическая мысль

Источником русской политической мысли является идеология Киевской Руси. Почти до XVIII века русская политическая мысль эволюционировала в форме богословских доктрин. Выдающимися ее памятниками являются «Повесть о Флорентийский и обор» Симеона Суздальского, где утверждается божественное происхождение царской власти, независимость русской церкви от Папы Римского, закладывается основа политической теории относительно Москвы как «третьего Рима». Дальнейшее обоснование этой теории находим в псковского монаха Филофея, что рассматривает политическую историю человечества как историю трех мировых царств: первый Рим пал, потому что не достиг православной веры, второй Рим - столица Римской империи была перенесена тогда в Константинополь - пал (в 1453 г. Константинополь (Царьград) завоевали турки-османы), ибо предал православие, третий Рим - это Москва как «вселенская монархия», всемирный политический и церковный центр - единственный и самый могущественный защитник православия, «богоспасенний град», населенный «богоизбранным народом», последнее мировое царство, с падением которого наступит конец света.

Значительный вклад в разработку проблем политической истории России сделал В. Татищев (1686-1750) - ярый сторонник теории естественных прав и свобод человека, которые надо «обуздать для ее же пользы», наложив «узду естественную» (власть отца в семье, монарха в государстве), или «узду производную, договорную» (власть помещика над крепостным, господина над слугой).

К казне российской политической мысли вошли и идеи монархов. Политическую доктрину абсолютизма, которую отстаивал Петр 1, изложены в учении Феофана Прокоповича. Взгляды Ивана Грозного в отношении суверенной и самодержавной царской власти, верховенства государства над церковью, полного подчинения боярства власти монарха, права царя безоглядно распоряжаться не только привилегиями и вольностями подданных, но и их жизнью и смертью, изложены им лично в письмах к государственных и политических деятелей того времени, в частности до князя Андрея Курбского. Екатерина II также внедряла идею политического деспотизма просвещенного монарха, но делала это более гибко: декларируя либеральные идеи (общего блага народа), называя Сенат «хранилищем законов», проповедуя равенство граждан перед законами, одновременно расширяла дворянские привилегии и усиливала закрепощение крестьян, превращая их в почти бесправных существ.

Вершиной русской политической мысли XVIII в. справедливо признано творчество А. Радищева (1749-1802), который основал теорию российского конституционализма, а точнее - его революционно-демократический народническое направление. В «Путешествии из Петербурга в Москву», «Проекте Гражданского уложения» О. Радищев высказал идеи относительно насильственного свержения самодержавия, установления демократического федеративно-республиканского строя усевладдям народа, отмена крепостного права, торжества подлинной свободы, равенства граждан перед законом, уважения к бедным, ненависти к богатым, отношение к эксплуатации как преступления, «зверского обычая». Во фразе О. Радищева: «Я взглянул окрест себя - душа моя страданиями человечества уязвлена стала» - суть мотива политической концепции выдающегося русского писателя. О. Радищев создал политическую доктрину национального равенства, решительно отвергал расовые теории, агрессивные войны.

Основателем либерально-демократического направления российского конституционализма стал М. Сперанский (1772 - 1839). Лозунг либерального конституционализма в первой четверти XIX в. подхватили масонские организации российского и украинского дворянства, позже стали известны как декабристы, политические программы которых базировались на проектах конституции России. Идейными вдохновителями декабристов выступили П. Пестель (1793-1826) в Украине и Г. Муравьев (1795-1843) в Петербурге. Правительство учинило кровавую расправу с декабристами.

Леворадикальную народническую течение русской политической мысли, начатую О. Радіщевим в XIX ст., представляли О. Герцен (1812-1870), М. Огарев (1813-1877), В. Белинский (1811-1848), М. Чернышевский (1828-1889), М. Добролюбов (1836-1861), Д. Писарев (1840-1868).

Революционеры - демократы разоблачали произвол самодержавия, защищали права и свободы человека, прежде всего крестьянства, призывали к революции ради отмены крепостного права, выдвинули теорию «русского патриархального социализма», отстаивали основания федерации во главе с Думой, критиковали западную «конституционно-мещанскую гражданственность», противопоставляли ей общество, где «не будет богатых, не будет бедных, ни царей, ни подданных, но будут братья, будут люди», рассматривали российское самодержавие как азиатский деспотизм, изображали утопические картины свободной жизни полноправных людей.

Именно тогда в России распространяется политическое течение, лозунгом которой стало полное освобождение людей от любой власти, отбрасывалась идея государства как аппарата насилия над индивидом. Речь идет о взглядах одного из основателей мирового анархизма Михаила Бакунина (1814-1876) и преемника его дела Петра Кропоткина (1842-1921). Родители анархизма предлагали вместо государства создать образцовое гражданское общество - свободную федеративную организацию из ассоциаций общественных группировок, волостей, областей и народов, где не на словах, а на практике реализуются принципы самоуправления и всеобщего равенства. Анархизм пользовался заметным авторитетом среди идеологов крестьянства - народников.