РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ ОТ ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО СОВРЕМЕННОСТИ
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ: ЗАПАДНАЯ И РОССИЙСКАЯ ТРАДИЦИИ
3. Политическая мысль раннего этапа Нового Времени
Систему взглядов на государство и общество раннего этапа Нового Времени-периода Возрождения, который приходится на XIV-XVI столетия, можно назвать гражданской концепцией. Ее точкой отсчета был индивид - гражданин. Внимание преимущественно сосредоточено на вопросе о происхождении и основания государства, а государство рассматривалось как уникальная независимая организация, необходимая для защиты и безопасности людей.
В развитии политической мысли эпохи Ренессанса наивысшим достижением считается политическая доктрина Никколо Макиавелли (1469 1527).
Италия была поделена между пятью государствами: Королевством Неаполь на юге, Миланским графством на северо-западе, Венецианской аристократической республикой на северо-востоке, Флорентийским республикой и Папским державок) в центре страны.
Макиавелли родился в обнищавшей аристократической семье во Флоренции. Его отец был юристом с незначительными доходами. Никколо не имел возможности учиться в университете, но постоянно и целенаправленно занимаясь самообразованием, в юности освоил основы юридических и коммерческих наук. В двадцать девять лет он стал секретарем Совета Десяти Флорентийской республики, позже - послом в нескольких западноевропейских государствах. После падения республики в 1512 году по подозрению в причастности к заговору его посадили, а позже сослан в сельского поместья. С этого времени начинается период его плодотворной литературной и научной деятельности.
В известных работах «Государь» и «Рассуждения» мыслитель создал концепцию человека, главным стимулом поведения которой он считает интерес, что проявляется прежде всего в желании сохранить свое имущество, стремлении приобрести новую собственность. Люди скорее смирятся с потерей свободы, власти, простят обидчику смерть отца, чем потерю имущества, считает Макиавелли учитывая неизменное для всех времен человеческую природу, которой, по его мнению, присущи агрессивность, властолюбие, ненависть, несдержанность в потребностях и желаниях. Такие негативные природные качества человека и необходимость их насильственного обуздания и вызвали к жизни государство.
По Макиавелли, судьба всемогуща, и каждый, кто приходит в эту жизнь, рано или поздно ощутит ее силу. Судьба похожа на одну из бурных рек, которые наносят своими наводнениями большой вред жителям. Однако стихии можно и противостоять, возводя заграждения и плотины.
Религию Макиавелли рассматривал как явление общественной жизни. Общество без религии немыслима, поскольку благодаря ей обеспечивается духовное единство народа. Однако Макиавелли считал, что христианство для этой роли непригодно и обращался к религиям древних, что наделяли божественностью людей, овеянных земной славой, например, полководцев и правителей государства. Мыслитель подчеркивал, что христианская религия видит высшее счастье в смирения, униженности человека, пренебрежении к земным, тогда как для античной религии, наоборот, величайшим благом является душевное величие, телесная мощь и все то, что делает человека несокрушимой.
Политика, считал Макиавелли, имеет свою цель и законы, не зависящие не только от религии, но и от морали. Главным критерием политической деятельности, цель которой - укрепление государства, есть польза и успех в осуществлении поставленных задач. Политический результат должен достигаться любыми средствами, вплоть до обмана и откровенного принуждения.
Такую позицию Макиавелли было обусловлено историческими обстоятельствами. Тогдашняя Италия была разделена на несколько княжеств, которые враждовали между собой, к тому же подвергались притеснениям со стороны иноземных завоевателей. Будучи флорентійцем и патриотом Италии, мыслитель страстно желал ее объединения в крепкое государство. А это, по его мнению, мог сделать сильный вельможа, разумный политик, применяющий на практике все средства политической борьбы и достигает успеха.
Выделяя две формы государства - монархию и республику и отмечая необходимость монархии в переходный период, Макиавелли, однако, отдавал предпочтение республике. Если государственную республику уже учреждено, то она может утвердиться только тогда, когда ее народ будет допущен к участию в управлении, а правитель будет выполнять свои обычные государственные обязанности в соответствии с законом с должным уважением к собственности, к правам своих подчиненных. Деспотическое насилие - мощные политические лекарства, необходимые для коррумпированных государств и при чрезвычайных обстоятельствах в любом государстве. Но все-таки это яд ее употреблять ее надо осмотрительно.
Идеал государственного устройства - сильная, жестко централизованная республика, где властвуют представители народа, молотые буржуазии и выборный глава государства, который, учитывая негативные от природы склонности человека, должно быть «лисом, чтобы видеть змей, и львом, чтобы уничтожать врагов». Цель, которой стремился достичь Макиавелли, была благородная, однако он не выбирал средств, игнорировал мораль, основой политики провозгласил циничный принцип: «Цель оправдывает средства». Такая политика получила название макиавеллизму.
В историю политической мысли Н. Макиавелли вошел как основатель политической теории раннего этапа Нового Времени: он отделил науку о политике в самостоятельную отрасль.
Дальнейшего развития гражданское трактовки политики получило в трудах английского мыслителя Томаса Гоббса (1588 - 1679). Гоббс родился в городе Мамзбері в семье приходского священника. Окончил Оксфордский университет. На формирование мировоззрения Гоббса значительно повлияли идеи Ф. Бэкона, П. Гассенди, Р. Декарта. Оправдывая реставрацию монархии в Англии, Гоббс как сторонник монархии считал, что это лучшая форма власти, что власть короля не происходит от Бога, а есть результат общественного договора.
В догосударственном обществе, как об этом писал Гоббс в німім «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», был хаос, шла война всех против всех. Люди искали мира и нашли его в общественном договоре, согласившись при этом передать свои права монарху и подчиниться ему в обмен на закон. Гоббс уверен, что государство - это и есть общество, а общество - это и есть государство, они стоят более человеком. Гоббс пришел к выводу, что суверенная власть в обществе необходима для того, чтобы лишить его членов хаоса и насилия. В обмен на выполнение обязанностей и покорения гражданин получает безопасность и защита. Обосновывая государственный строй, Т. Гоббс считал возможными лишь три формы его существования: монархию, демократию и аристократию. Оптимальной формой правления является абсолютная монархия, ограниченная обязанностями правителя обеспечивать защиту и благосостояние всех членов общества. Власть суверена - монарха - не подлежит никакому контролю: он стоит над законом. Воля монарха - высший закон, ему необходимо подчиняться. Суверен сам издает и отменяет законы, объявляет войну или заключает мир, назначает всех должностных лиц и т.д. Его прерогативы неделимые и никому не передаются. Разделение властей приводит к разрушению государства, поскольку разделенные части власти взаимно уничтожают друг друга. Верховная власть - абсолютная, но не тотальная: она не вмешивается в личные дела граждан, в частности в их экономическую деятельность.
Известного английского философа Джона Локка (1632-1704) считают родоначальником либерализма, он впервые четко выделил такие понятия, как личность, общество, государство, поставив человека на первое место. Человека от рождения наделен естественными правами, которые никто не может у нее отобрать. Это, в частности, право на жизнь, свободу и собственность. Частная собственность является естественным правом человека и положительно влияет на нее, ведь, во-первых, дает возможность человеку обеспечить себя и свою семью всем необходимым, а во-вторых, способствует формированию индивидуальности.
Как и Гоббс, Локк считал, что государству предшествовало естественное состояние, в котором не было «войны всех против всех», однако люди время от времени причиняли вреда друг другу. Как существа разумные люди пришли к выводу о необходимости иметь орган, который бы осуществлял правосудие. Однако, если Гоббс ставил короля над лицом и государством, то Локк узалежнював государство от общества, а общество - от лица. Именно такой подход впоследствии положено в основу политической доктрины либерализма: государство действует только с целью защиты прав личности. Локк выступал за разделение законодательной, исполнительной и федеративной власти. За Локком, законодательная власть принадлежит только общенациональному представительному органу - парламенту. Исполнительная власть принадлежит королю, который руководит внедрением законов в жизнь, назначает министров, судей и других должностных лиц. Король и кабинет министров осуществляют также союзное, или федеративную власть: ведающие вопросами войны, мира и сношений с другими государствами. Важнейшая - законодательная власть, которая определяет политику государства. Исполнительная власть призвана выполнять решения парламента.
Самой совершенной формой государства является не абсолютная, а конституционная монархия.
• Итак, Дж. Локк отстаивал буржуазно-конституционную монархию и разделение власти, был одним из основателей либерализма, сторонником парламентско-монархической государства.
• Французский просветитель Шарль Луи Монтескье (1689 - 1775), известный в истории политической мысли своим трудом (О духе законов), благодаря которой он стал одним из самых известных политических фигур не только Франции, но и мира.
Монтескье выделил три справедливые (правильные) формы государства - демократию, аристократию и монархию - и одну несправедливую (неправильную) - деспотию. Именно в конституционной монархии воплощено разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Монтескье считал, что оптимальная форма власти - это правительство, сформированное на основе принципа разделения ветвей власти, между которыми поддерживается своеобразная равновесие, которое, по его мнению, позволяет лучше сохранить свободу и улучшить благосостояние.
Английские и французские мыслители оказали огромное влияние на американских просветителей, многие из которых стали идейными вдохновителями первой американской революции 1775-1783 гг. и отцами - основателями Соединенных Штатов Америки. Благодаря тому, что на то время в Европе уже были хорошо заметны недостатки унитарного независимого государства, отцы - основатели Соединенных Штатов Америки последовательно разрабатывали проблемы политического равенства и демократии.
По американской традиции, создателем второй и последней Конституции США (принятой в 1787 г.) считается Джеймс Мэдисон (1751 - 1836). Одним из ведущих политико - теоретических изданий, оказали влияние на развитие всей последующей политической и государственно-правовой мысли США, был журнал «Федералист», где публиковались статьи О. Гамильтона и Дж. Мэдисона. «Федералист» является важнейшим памятником американской политической мысли.
Дж. Мэдисон и А. Гамильтон были выдающимися теоретиками республиканизма. Суть их концепции: народ - единственный источник политической власти, а выборы - отличительная черта республиканского правления. Однако при такой форме правления представители фракции большинства в парламенте могут действовать в интересах народа, а могут и предать его. Чтобы не допустить этого, Мэдисон и Гамильтон ввели принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (о необходимости которого они узнали от Монтескье) и создали механизм сдержек и противовесов, согласно которому все три ветви власти относительно уровне: «Разделение властей + принцип ограничений и противовесов = свобода». Этот механизм до сих пор действует в политической системе США.