Культура
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Раздел Х

ИСТОРИЧЕСКОЕ БЫТОВАНИЕ (БЫТИЯ) ЛЮДЕЙ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

 

Культурно-художественные процессы неотделимы от исторического развития общества. Они охватывают экономический, политический и производственный опыт народов и государств. Методологическими составляющими их классификации есть разные концепции целостного культурно-исторического процесса, универсальной эволюции: специфическая эволюция; циклический или цивилизационный, вариант. Каждая из этих концепций имеет определенную специфику.

Концепция универсальной эволюции дает возможность определить базовые закономерности культурно-исторического процесса, общую тенденцию развития основных культурных форм, систем и подсистем направлений культуры. Универсальная концепция делает попытку через конкретное изучение отдельного региона доказать значимость культурной интеграции для сравнительного анализа социокультурных систем в эволюционной перспективе различных стадий развития семьи, народа, государства. Она предлагает изучение культурно-художественных процессов по следующим разделам: культура первобытнообщинного строя; культура рабовладельческого общества; культура эпохи феодализма, буржуазная (капиталистическая) культура; культура нового и новейшего времени.

Новейшие исследования и выработанные модельные основы научного осмысления культуры предлагают считать культуру цивилизацией. Правда, эти понятия не всегда тождественны, хотя и тесно взаимосвязаны. Доказано, что цивилизация - это определенный уровень развития, определенный тип культуры с ярко определенными, характерными признаками. Руководствуясь этой научной концепции, можно изучать ближневосточной, античной или иную цивилизацию; при этом модель останется неизменной, а направление исследования будет зависеть от того, какую точку зрения выберет исследователь, ведь направлений много: философия, историческая типология культуры, этнография, искусствоведение, этика, эстетика и др.

Понятие “цивилизация” как социокультурное единство активно начали изучать в конце XIX ст. В XX ст. М. Данилевский выделил 12 автономных цивилизаций, или историко-культурных типов: египетскую, китайскую, ассиро-вавилоно-финикийскую, индийскую, иранскую, еврейскую, греческую, римскую, аравийскую, германо-романскую, или европейскую, мексиканскую, перуанскую. Согласно нормам этой типологии приходим к выводу:

• каждая большая цивилизация - это своеобразный архетип, выстроенный по собственному оригинальным планом;

• жизни и бытования в пространстве и времени имеет определенные границы, одна цивилизация сменяет другую;

• сравнительное изучение частичных и общих признаков цивилизаций будет способствовать более глубокому пониманию истории в целом.

Каждый исследователь, рассматривая указанную проблему, искал собственные подходы и решения с целью научного обоснования своей концепции. Так, философ В. Шпенглер выделил восемь основных культур. А. Тойнби на основе сравнительного анализа доказывал, что человечество делится на самозамкнені, дискретные единицы - цивилизации. Он не классифицирует их как культуры, а сводит к обобщенного фактора, считая культурными сообществами.

Своеобразную концепцию типов культуры вывел известный ученый Дж. Фейблман. По его мнению, внутренняя специфика культуры определяется культурно детерминированной поведением индивида. При этом он выделяет пять ее ведущих типов: допервісно-общинный, первобытнообщинный, военный, религиозный, цивилизационный. Правда, он оговаривает отдельное функционирование еще двух: научного и постнаукового. Все они являются магическими системами ценностей, которые могут взаємозамінюватись или просто заменять друг друга в любой последовательности. Как правило, это подвижные образования, в число которых входят два и более типов культуры. Такие образования не могут иметь идеальной модели и всегда имеют переходные формы. Поэтому принадлежность конкретной культуры некоего идеального типа чисто условная.

Философско-культурологические определение цивилизационных процессов дополняют исторические и так же делятся на периоды: бронзовый век; период великих цивилизаций, или “осевых”, по К. Ясперсом; языческий - христианский период (предпочтение отдается библейской точке зрения, как в Г. Гегеля или С. Соловьева); традиционное общество (имеется в виду современное); до-капиталистическое общество, по К. Марксом; рабовладельческий строй, феодализм, капитализм, по историческим материализмом; Восток - Запад, их противостояние и единство; Ближний Восток - Китай, Индия, Западная Европа - типологические критерии, по М. Вебером; нормальные цивилизации - цивилизации отклонения, по Г. Геноном, М. Петровым.

Известны периоды истории и немногочисленные памятники достигают возраста примерно 2,7 млн лет. В большем объеме история человечества прослеживается в течение последних 40 тыс. лет. Заметными становятся тенденции усложнение производственного процесса, социально-экономических и политических отношений. Изучая памятники материальной культуры, можно проследить развитие общества, культурно-художественных процессов. За всю историю человечества сделано лишь несколько глобальных изобретений, которые существенно повлияли на развитие цивилизации. Это изобретение колеса, гончарного круга, освоение огня, выплавки металлов, особенно железа, и книгопечатание. Все производные от них научные разработки только дополняли и модифицировали их, они и сегодня активно служат человеку.

С развитием социально-экономических отношений усложнилось понимание моральных критериев, началось их формирование. Одной из ведущих стала категория этики - совесть, которая характеризует способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, формулировать нравственные обязанности, требовать от себя и других соблюдения определенных норм и самооценки поступков. Совесть - это субъективное осознание своей ответственности и обязанностей перед собой и обществом. Руководствуясь собственной совестью, человек сравнивает свои поступки с действиями общества и выводит нравственный императив. Довольно часто возникают противоречия между пониманием и ощущением совести индивида и развитием общества, что порождает конфликтные ситуации, которые базируются на разных восприятиях категории совести. Особенно это заметно сейчас среди политических лидеров, которые возглавляют многочисленные партии: они имеют разное видение морального, экономического и политического развития государства.

Руководствуясь установками категории совести, люди производят модель сотрудничества сообществ, особенно в системе организации управления сферой экономики, производства, культуры. Совесть предусматривает сотрудничество, в то же время определяет моральный критерий сочувствие к партнера, необходимости помощи ему в критических ситуациях.

Важную роль в межличностных нормах отношений играют обычаи, которые со временем становятся традицией. Обычай - это самый простой тип культурной регуляции, который базируется на привычных образцах поведения в определенное время, определенном месте. Например, обычай приветствовать старших, почитать их стал традицией. Обряд перешел в ритуал, унормовувало формализованное поведение. Действа, которые имели символическое значение, часто были лишенные целесообразности, но укрепляли связи как между отдельными лицами, так и между группами, например договоренность о дружеские взаимоотношения, разделение территорий т.д. В подавляющем большинстве обряды, обычаи, традиции, которые являются общепризнанными в обществе, не объясняются, а воспринимаются как должное всеми членами сообщества. Они выполняют нормативные функции регуляции поведения и обязательные для всех. Благодаря им формируются неповторимые черты, которые отличают один народ от другого, определяющие его своеобразие. Именно поэтому индивидууму всегда трудно адаптироваться в інокультурному среде. У каждого общества существуют своеобразные обрядовые системы, присущие только ему; уровень выполнение их определяет знаковый статус определенного общества.